Коллекция вымпелов в Национальном музее

Коллекция вымпелов в Национальном музее

Вымпелам советского периода было суждено запечатлевать самые впечатляющие успехи фабрик, заводов, совхозов и разных предприятий на всей территории Советского Союза. А спортивные вымпелы, возможно, в количестве превышают те, что были подарены за успехи в строительстве социализма и коммунизма.

Наше советское прошлое в виде вымпелов на сегодня в Национальном музее насчитывает больше 200 экземпляров и все они разного периода. Есть вымпелы периода 1950-х годов и далее, они все прекрасно сохранились, разве, что буквы от времени немного потерлись.

Вымпелы были теми символами, что говорили об успехе, их всегда вешали на самое видное место. Сегодня мы пользуемся бумагой и печатаем разного рода грамоты, а во времена СССР, достигшим наилучших результатов, дарили вымпелы, которые могли быть разной формы и размеров. Мы все помним красный бархат, красный шелк, ткань выбирали самую лучшую, поэтому они все сохранились в хорошем состоянии.

В Национальном музее хранятся вымпелы треугольные, пятиугольные, с закругленными углами, односторонние и двухсторонние. Вымпелы все обшиты шнуром, многие из них украшены кисточкой или бахромой.

Самые интересные и уникальные из коллекции это, конечно, те, которые хранятся еще с 1950-х гг. «Лучшему отделу», «Лучшему пионерскому отряду», «Лучшему токарю», «Лучшему отряду», «Лучшему рабочему за высокие показатели в социалистическом соревновании» — вымпелы, которые вручались Бригаде коммунистического труда. На оборотной стороне этих вымпелов обязательно была надпись: «Работать, жить и учиться – по-коммунистически». Сейчас это может вызвать улыбку и даже смех у нашего подрастающего поколения, но эти вымпелы рассказывают нам историю о том, насколько наши бабушки и дедушки были мотивированы и нацелены быть лучшими среди рабочих СССР. Движение бригад коммунистического труда выработало свои заповеди: воспитывать в себе лучшие качества человека нового общества, быть всесторонне духовно и физически развитым, примером в быту, поведении, отношении к общественному долгу. В 1959-62 годах движение бригад стало всенародным.

Советские вымпелы в коллекции Национального музея сдавались в музей вместе с документами и вещами наших уважаемых земляков. Немые свидетели успехов и деяний тувинского народа в строительстве коммунизма и социализма на территории Тувы.

Большая коллекция спортивных вымпелов была сдана Владимиром Сумакиновичем Биче-оолом, мастером спорта по вольной борьбе, заслуженным работником физической культуры и спорта СССР и России, ветераном спорта. Больше 70 вымпелов с разных спортивных мероприятий, в которых участвовал Владимир Сумакинович, сейчас хранятся в музее. Среди них вымпелы не только по вольной борьбе и не только российские, но и очень много вымпелов зарубежных соревнований: Испания, Германия, Польша, Латвия, Чехия, Монголия и др. На некоторых вымпелах есть автографы знаменитых спортсменов с мировым именем.

Если вымпелы ветерана спорта считаются современными, то коллекцию спортивных вымпелов дополняют и советские. Лыжные гонки, соревнования по волейболу, многоборью, настольному теннису и другим излюбленным советскими гражданами видам спорта проходили среди коллективов Тувы, среди соседних автономных республик, на спартакиадах. Некоторые вымпелы отличаются надписями, где спортсмены из других областей и регионов дарят вымпелы на память спортсменам Тувинской АССР. Есть вымпелы с искренними пожеланиями будущим поколениям развивать спорт и не останавливаться на достигнутом.

Смотря на эти вымпелы, поражаешься тому, какой темп работы и отдыха задавала Советская система. Вымпелы со всех концов нашей страны трубили об ударном труде, о перевыполнении плана, о стремлении к наивысшим показателям. Перед глазами сразу проносятся девушки в ситцевых платках у фабричных станков, комбайнеры и трактористы. Вымпел в советское время был одним из символов и предметом пропаганды советского стиля жизни. На многих из них был герб Советского Союза и изображение портрета Ленина, а также сами вымпелы были красного цвета. Сегодня вымпелы утратили свою смысловую нагрузку, трансформировавшись, они остались в обиходе.

Мария Наксыл, с.н.с УХиР НМ РТ