«Сокровища Долины царей»

Скифское золото… Едва ли найдется человек, сколько-нибудь интересующийся древней историей, который не слышал бы о золоте скифов – воинственных кочевников, населявших степи Северного Предкавказья и Причерноморья в 1-ом тысячелетии до н.э. Греческий историк Геродот описал обычаи и верования скифов. Однако еще до Геродота античному миру были известны и другие кочевые племена, обитавшие далеко к востоку от европейских скифов и сходные с ними по образу жизни и культуре. Несмотря на различия, существовавшие между регионами, их объединяет так называемая скифская триада: единство в типах вооружения, конского снаряжения и «звериный стиль» в искусстве. Изображение животных определенным образом имеет свои особенности в разных областях кочевого мира.

В Туве большую часть археологических памятников составляют древние захоронения – курганы, большое значение при возведении которых имел социальный статус умершего. Вождей хоронили особенно пышно, совершая обильные жертвоприношения и сопровождая в последний путь многочисленными предметами, согласно древним верованиям, необходимым в загробном мире.

Аржаан – название поселка, расположенного в центре Турано-Уюкской котловины. На тувинском языке слово «аржаан» означает «целебный источник». Именно такое название получил курган, раскопки которого велись в 1971-1974 годах экспедицией под руководством известного ленинградского ученого, профессора М.П. Грязнова, и тувинского археолога М.Х. Маннай-оола.

Уже первый сезон раскопок кургана Аржаан был ознаменован сенсационными открытиями. Сразу стало ясно, что ни с чем подобным археологи еще не сталкивались. Уникальна была деревянная конструкция памятника, состоящая из системы наземных срубов и клетей. Несмотря на сильное ограбление р разрушение кургана, уникальны были и находки.  За четыре года раскопок памятника было обнаружено бронзовое оружие и великолепные образцы древнего искусства, выполненные в традициях раннескифского звериного стиля. Большую бронзовую бляху в виде свернувшегося в кольцо кошачьего хищника теперь знает любой скифолог. Кроме того, предметы конской сбруи, найденные вместе с останками ста шестидесяти лошадей, захороненными в деревянных срубах-клетях вокруг центральной могилы, позволили М.П. Грязнову сделать вывод о том, что кони являются подношениями умершему владыке от различных племен, некоторые из которых жили достаточно далеко от Долины царей. Но самое главное – материалы кургана Аржаан, датированного рубежом IX-VIII  вв. до н.э., показали, что в центральной Азии кочевая культура развивалась задолго до первого упоминания кочевников-скифов в письменных источниках. Следовательно, необходим был пересмотр многих сложившихся к тому времени представлений и гипотез. Споры вокруг даты кургана продолжаются до сих пор, но никто из специалистов не подвергает сомнению значимость комплекса Аржаан как важнейшего источника по археологии всей степной зоны Евразии.

В начале XXI века российско-германская экспедиция, проводящая исследования в самом сердце Азии, в Туве, открыла миру бесценные шедевры, некогда принадлежавшие властелинам степей. Аржаан-2 представляет собой сложный комплекс сооружений, включающий не только сам курган диаметром 80 м при высоте 2 м, но и многочисленные кольцевые ограды и другие конструкции, расположенные вокруг него.

Самой большой неожиданностью и чрезвычайно важным результатом стало открытие в 2001 г. основного «царского» захоронения, которое осталось непотревоженным благодаря своему расположению: не в центре кургана, а у его края.

В захоронении находились останки двух погребенных – мужчины и женщины, погребальное убранство которых настолько изобиловало золотыми украшениями, что тщательная фиксация их расположения позволила воссоздать и костюмы, и многие другие атрибуты царских похорон.

На шее погребенного вождя некогда сверкал литой золотой обруч – гривна, которая была символом верховной власти. «Царский» наряд был украшен рельефными золотыми фигурками хищников из породы кошачьих. Их насчитывалось более 2,5 тысяч! Головной убор «царя» украшали четыре крупные бляхи в виде фигур лошадей с подогнутыми ногами и навершие в виде оленя, стоящего «на цыпочках». Мелким золотым бисером (миниатюрные колечки диаметром менее одного миллиметра!) сплошь были расшиты и штаны погребенного вождя.

Женский костюм тоже украшали бляшки, но в меньшем количестве. Все они были выполнены в виде такого же хищника, как на мужском наряде, но всегда обращенного влево. От женского головного убора остались только украшения – бирюзовые бусины, золотые бляшки, нашивки и шпильки в виде различных животных. Женское нагрудное украшение – пектораль – было повешено на вертикальном столбе в углу сруба.

Особое место в комплексе кургана занимает инкрустированное золотом железное оружие, найденное в «царском» погребении: меч-акинак, кинжал, чекан, ножи и наконечники стрел.

Образцы зверей, запечатленных на золотых изделиях в этом поистине царском захоронении, поразительно разнообразны: и хищники из породы кошачьих, и различные копытные, в том числе главное животное кочевников – лошадь. Примчательно, что среди изображений животных нет ни одного фантастического образа. У всех животных есть реальны прототипы в живой природе. Это характерно для искусства раннескифскоо времени. Находки в кургане Аржаан-2 демонстрируют искусство «звериного» стиля Цнтральной Азии во всем его великолепии.

Золотые изделия из «царской» могилы Аржаан-2 поражают мастерством исполнения и высоким художественным вкусом древних ювелиров. Ряды золотых зверей, украшавших погребальные одежды властелинов степей, образуют плавные линии, закручиваются в спирали. Древним мастерам были чужды строгие геометричекие формы. Находки в Аржаане-2 свидетельствуют о высочайшем уровне ювеливрого мастерства, которое было достигнуто к этому времени населением Тувы.