Интервьюер: Сангы-Бадра Р.Р. Отдел истории НМ РТ
Интервьюируемый: Ооржак Дандар-оол Кок-Хунаевич (1938 г.р) – первый секретарь Тувинского областного комитета ВЛКСМ с 1967 по 1971 гг.
— Дандар-оол Кок-Хунаевич, расскажите, пожалуйста, читателям немного о себе?
— Я являюсь одним из ветеранов комсомола нашей республики. Свою трудовую деятельность начинал в комсомольской организации Дзун-Хемчикского района. В комсомоле я проработал 11 лет, из них 5 лет — первым секретарем Тувинского обкома, был кандидатом в члены ЦК ВЛКСМ. В 1968 году как делегат XVI съезда комсомола принял участие на торжественном пленуме ЦК ВЛКСМ в Москве по случаю 50-летнего юбилея ленинского комсомола.
— Какие задачи перед собой ставил Тувинский обком ВЛКСМ?
— В составе Тувинского областного комитета состояли Василий Дорун-оол, Григорий Ширшин, Анатолий Бажидаев, Александр Бакулин, Александр Ромашов, Алдын-оол Канзай, Данзыр-оол Тинмей и многие другие. Одним из направлений деятельности обкома было трудовое воспитание нашей молодежи, которое начиналось чуть ли не со школьной скамьи. Со школьниками работала производственно-ученическая бригада. Затем обучившихся направляли на предприятия, колхозы и совхозы. В то время в республике был подъем строительства промышленных объектов. Комбинат «Туваасбест» был объявлен Всесоюзной ударной стройкой. Затем все силы комсомола сосредоточились на строительстве рабочего поселка Хову-Аксы и комбината «Тывакобальт». Далее молодежь направили на строительство нового Шагонара – нового центра Улуг-Хемского района, строительство которого стало необходимым в связи с затоплением старого города в результате образования на этих территориях Саяно-Шушенского водохранилища.
Другим направлением обкома было вовлечение молодежи в животноводческие и земледельческие хозяйства. В то время мы создавали комсомольские молодежные фермы, благодаря которым Тува полностью обеспечивалась молоком. В животноводстве очень многие молодые чабаны получали от 100 маток более сотни ягнят. Они стали молодыми передовиками и имели уважение у своих сверстников. Позже многих даже избирали в депутаты Верховного Совета Тувинской АССР. А комсомольские организации делегировали их на различные комсомольские съезды и фестивали. Я их имена помню и по сей день: это Маадыр-оол со своей женой Салчак Нюрой из Бай-Тайгинского района, чабаны Владимир Сундуй из Дзун-Хемчикского района и Хайын Севертуп из колхоза «Новый путь» в Эрзинском районе. Таких молодых чабанов, доярок можно было назвать сотни.
— Как принимали в комсомол?
— В комсомол принимали с 14 до 28 лет в индивидуальном порядке. Спрашивали в школе, проверяли, даже на собраниях голосовали. Затем оформляли документы и передавали в райкомы, горкомы. Я лично вступил в 1952 году, когда учился в Хандагайтинской школе в Овюрском районе. Нас привели в райком комсомола, члены райкома провели с нами беседу и выписали комсомольские билеты. Объясняли, что это очень важный документ и его следует хранить возле сердца, то есть в левом внутреннем кармане пиджака.
— Сколько комсомольских организаций и комсомольцев насчитывалось в Туве к 1970-м годам?
— В Туве насчитывалось более 20 тыс. комсомольцев. А первычных комсомольских организаций в республике было около 500.
— Как я знаю, вы были одним из организаторов мероприятий в г. Кызыле, посвященных 50-летию ленинского комсомола. Расскажите, как Тыва готовилась к этой знаменательной дате?
— К 50-летию комсомола готовились заранее, за несколько лет до торжественной даты. Мы проводили различные мероприятия: эстафеты «Слава труду». Это социалистические соревнования среди молодежи, походы по трудовым и боевым местам революционеров. В результате данных мероприятий деятельность комсомольских организаций была высоко оценена. Тувинский обком в октябре 1968 года был награжден Почетной грамотой Президиума Верховного совета Тувинской АССР. Этой же грамотой были награждены Кызылская городская организация, первичная комсомольская организация колхоза «Большевик» в Барун-Хемском районе, комсомольская организация школы № 14, комсомольская организация аэропорта. И сотни комсомольцев удостоились наград ЦК ВЛКСМ и обкома.
— Какая высшая награда была у комсомольцев?
— Премия ленинского комсомола. Из Тувы тоже были лауреаты. Почетный знак ВЛКСМ также считали высшей наградой. Его носили на пиджаке с гордостью, вдохновляя этим других комсомольцев.
— Как известно, в октябре 1968 года проводилось торжественное собрание молодежи Тувы по случаю 50-летия ленинского комсомола, на котором было принято решение оставить послание комсомольцам 2018 года. Расскажите про эту капсулу времени?
— Наши коллеги придумали оставить послание комсомольцам нового столетия. Предполагалось сохранить капсулу до 2018 года и вскрыть его, через 50 лет, на 100-летний юбилей ВЛКСМ. К сожалению, капсулу, которую мы торжественно, с парадами и митингами, зарыли в нише памятника красным партизанам, любопытные подростки вскрыли раньше времени и послание позже было утеряно…
— Оно не утеряно. Позже его передали в фонды музея, поскольку оно до сих пор там хранится… Кто был автором текста в том послании?
— … письмо в стихотворной форме написали известные поэты Светлана Козлова и Александр Русский, в то время они работали в «Тувинской правде»….
— Какие у вас были представления о Туве через 50 лет?
— Мы все верили в коммунизм. Верили в светлое будущее и гуманное общество. Даже если коммунизм не построили, сейчас мы живем в относительно мирное время, а не как в 30-40-ые годы. Отголоски коммунизма я все-равно чувствую, много всего здесь, в Кызыле, было построено в советское время: дома, социально-культурные объекты и т.д. Я с чувством гордости вспоминаю комсомольскую юность.
— Главный вопрос, что для вас лично значит комсомол?
— Я могу сказать, что комсомол для меня — все. В комсомол я вступил в 1952 году, почти 70 лет назад. Комсомол меня воспитывал, в комсомоле я начал свою профессиональную деятельность. Я там проработал 11 лет. Даже сегодня я считаю себя и своих товарищей ветеранами ленинского комсомола.
— Какие у вас пожелания нынешней молодежи?
— Молодежь всегда подражает, всегда воспитывается у старшего поколения. Поэтому хотелось бы пожелать не хаять историю своего народа, а изучать и извлекать из нее положительный опыт. Также применять этот опыт с учетом современной действительности.
Сангы-Бадра Р., отдел истории НМ РТ