Ввод ОКСВ в Афганистан

размещено в: Для QR-кодов | 0

Отношения между СССР и Афганистаном были наиболее успешными в монархический период. Советские специалисты работали в стране, отсутствовала военная напряженность в регионе. Свержение Захир-шаха в 1973 г. и установление режима Мухаммеда Дауда резко осложнило обстановку в стране, поставив ее на грань внутреннего конфликта. Диктатуре Дауда противостояли как радикальные исламисты, так и левые силы. В 1978 г. произошла так называемая Саурская революция, в результате которой к власти пришла марксистская Народно-демократическая партия Афганистана. Дауд был не только свергнут, но и казнен. Приход к власти НДПА добавил Москве головной боли. Намерения победителей начать радикальные социалистические реформы в исламской стране походили на авантюру. Кроме того, внутри самой партии началась жесткая борьба различных фракций.

В мае 1978 г. афганское правительство через посла СССР в Кабуле официально обратилось к советскому правительству с просьбой срочно направить в Афганистан советских советников — партийных, военных, хозяйственных — и сотрудников КГБ СССР для оказания помощи в организации органов безопасности Демократической Республики Афганистан.

Пожелание кабульских товарищей было выполнено, однако ситуация принципиально не улучшилась. Правительство Афганистана обращается в Москву с просьбой о прямой военной помощи и поначалу натыкается на отказ. Леонид Брежнев на заседании Политбюро в марте 1979 г. говорил, что афганским товарищам надо объяснить: «Участие наших войск в Афганистане может нанести вред не только нам, но и — прежде всего — им».

К середине 1979 г. в костер гражданской войны уже подбрасывала дрова чья-то добрая звездно-полосатая рука. Согласно мемуарам бывшего директора ЦРУ Роберта Гейтса, в июле 1979 г. президент США Джимми Картер подписал секретный указ, санкционирующий финансирование антиправительственных сил в Афганистане.

Правительство Афганистана обращалось к СССР за военной помощью около двадцати раз и все время получало отказ. Но в сентябре 1979 г. ситуация приблизилась к критической точке. Глава Афганистана Нур Мохаммад Тараки был свергнут и убит одним из своих сподвижников Хафизуллой Амином. Амин оказался худшим из возможных кошмаров. Он находился у власти всего три месяца, но его жертвами стали десятки тысяч политических противников. Кроме того, в Москве появилась информация, что Амин ведет двойную игру и пытается наладить контакты с Вашингтоном.

В СССР решили: Амин не может стабилизировать ситуацию в стране, более того, он опасен для Москвы. В качестве замены рассматривался Бабрак Кармаль, один из руководителей НДПА, попавший в опалу.

12 декабря 1979 г. Политбюро ЦК КПСС принимает решение о вводе войск в Афганистан. Подобная возможность была предусмотрена статьей 4 советско-афганского «Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве», заключенного 5 декабря 1978 г. Более того, Хафизулла Амин был одним из первых, кто выступил за ввод советского контингента в страну. Ему, конечно, в голову не приходило, что эта мера будет использована против него.

Сам ввод войск в Афганистан начался 25 декабря 1979 г., то есть еще в период правления Амина. 27 декабря резиденция Амина — дворец «Тадж-бек» — была взята штурмом спецподразделениями КГБ СССР и Советской армии, а сам он был убит. Эта спецоперация считается образцовой.

К власти в Афганистане был приведен Бабрак Кармаль. Советские подразделения должны были выполнить роль стабилизирующей силы, а затем покинуть Афганистан.

В 1979 г. участие подразделений Советской армии в боях с исламистами не планировалось. Предполагалось, что они будут осуществлять контроль за жизненно важными объектами в переходный период, а затем покинут страну.

Однако уже в январе 1980 г. советские части стали втягиваться в бои. Например, при подавлении мятежа 4-го афганского артиллерийского полка, когда были убиты все советские военные советники. Жесткая реакция последовала незамедлительно, мятеж был подавлен, но стало очевидно, что события идут по непредусмотренному сценарию. К весне 1980 г. Советский Союз непреднамеренно стал полноценным участником конфликта.