Дети из 5 и 8 школ г. Кызыла познакомились с коллекцией предметов русского быта из фондов музея. Мероприятие прошло накануне в Национальном музее РТ.
Вначале сотрудник спросил, что дети понимают под словом «быт». Многие ответили правильно: это то, что нас окружает дома. По определению известного ученого Ю.М. Лотмана, «быт — это обычное протекание жизни в ее реально-практических формах; быт — это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас, как воздух, и, как воздух, он заметен только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим — мы склонны считать его «просто жизнью», естественной нормой практического бытия».
Предметы русского быта – это особый мир. Интересно проследить, как менялся наш быт на протяжении нескольких поколений. Человека всю его жизнь — с рождения и до самой смерти — окружают предметы быта. Что входит в это понятие? Мебель, посуда, одежда и многое другое. Невозможно представить предметы народного быта россиян без самого важного — их жилища. Быт — это повседневный привычный уклад жизни человека, в котором удовлетворяются его физиологические потребности. Состоит из многих предметов быта (вещей) и взаимодействия (поведения) человека с этими вещами, например, жилья и одежды.
Сейчас, войдя в дом современного человека, можно сразу увидеть множество вещей: стиральную машину, микроволновую печь, телевизор, компьютер, телефон и другие. Некоторые из них созданы для того, чтобы облегчить нашу повседневную работу по хозяйству. В быту русского народа в старину дела обстояли немного иначе. Интерьер отличался строгими, издавна установившимися формами, простотой и целесообразным расположением предметов. Ее стены, потолок и пол, как правило, ничем не окрашивались и не оклеивались, имели приятный теплый цвет древесины, светлый в новых домах, темный — в старых. На экране ребята ознакомились с избой и интерьером. Обратили внимание на русскую печь, удивительно, на ней можно спать.
Дальше беседа продолжилась в формате показа предметов и угадывания их названий. Демонстрируемые предметы раньше имелись в каждом доме. Первым детям показали коромысло. Школьники назвали его интересной палкой. Ведущая мероприятия, Майя Оюн, объяснила им, что этот предмет дугообразной, вытянутой формы, использовался в старину для переноски ведер с водой. Детям оказался совершенно незнаком «ухват» — деревянный шест с раздвоенным металлическим наконечником, концы которого образовывали полукруг, чтобы было удобнее поднимать чугунки и горшки. Школьники познакомились и с другими предметами русского быта – чугунком, самоваром, ступой с пестиком, рубель скалкой, чугунными утюгами, рукомойником и т.д.
Завершилось мероприятие поеданием блинов, которые испекли сами дети у себя дома. А как иначе, ведь неделя-то масленичная, а в масленицу принято печь блины! Самые вкусные блины оказались у Санданы, шестиклассницы 5ой школы.
Масленица – славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели (иногда трёх дней) перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии. Это народный праздник проводов зимы и встречи с весной. Масленица относится к числу праздников, составляющих подвижную часть календаря. Срок ее проведения зависит от даты главного христианского праздника — Пасхи. Дата Масленицы меняется каждый год в зависимости от даты празднования Пасхи. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы — чучело Масленицы, забавы, катание на санях, гулянья, у русских — обязательно блины и лепёшки, у украинцев и белорусов — вареники, сырники и колодка.
Дыртык-оол М.О., с.н.с. отдела истории НМ РТ