Выставка к 120-летию великого мастера Черзи Монгуша

Выставка к 120-летию великого мастера Черзи Монгуша

В эти дни общественность республики отмечает 120-летие со дня рождения талантливейшего человека, одного из родоначальников камнерезного искусства Тувы – Черзи Монгуша Хола-Саловича. В Национальном музее РТ 28 августа в 14 часов открывается выставка, приуроченная к этому знаменательному событию.

Имя Черзи Монгуша давно и крепко вошло в историю Тувы. Член Союза художников СССР, «Заслуженный деятель литературы и искусства Тувинской АССР» Монгуш Хола-Салович Черзи за полувековую плодотворную творческую жизнь был удостоен звания Мастера тувинского прикладного искусства. Он расписывал сундуки (аптара), занимался резьбой по дереву и камню, создавал серию изображений животных из дерева, агальматолита и черного камня (серпентинита).

Наибольшую известность ему принесли работы из серпентинита: «Арат едет на верблюде», «Укрощение коня», композиции «Прибор для карандашей с драконом, давящим змею», «Всадник-богатырь Самбажык». Мастер также занимался изготовлением тувинских шахмат и тувинских музыкальных инструментов — игила, бызаанчы, дошпулуур. 

Выставка «Волшебство серпентинита» («Кара даштын хуулгаазыны») посвящена жизни и творчеству известного камнереза. Творческий, природный дар этого человека, не получившего образования ни в школе, ни в художественном училище, настолько богат, что вызывал преклонение не только у местных коллег, но и у признанных мастеров Советского Союза. Благодаря неустанному, кропотливому труду, известности и авторитету Черзи Mонгуша произведения его последователей тоже приобрели известность и стали одним из направлений декоративно-прикладного искусства, которое с 1950 года было выделено в самостоятельный вид малой пластики.

Известный мастер первым в Туве стал применять серпентинит, который по твердости и прочности превосходит агальматолит. Из-под резца камнереза в те годы вышли разные жанровые скульптуры малых форм — динамичные фигуры животных «Марал и Mapалуха», «Львица со львенком», «Укрощение коня», «Арат едет на верблюде», «Стоянка чабанов» (барельефная композиция). По стилистическим особенностям эти работы мало чем отличаются от ранних, но для пластического решения образа мастер стал применять метод большей обобщенности без излишней детализации и сюжетной усложненности.

Монгуш Кенин-Лопсан в книге «Волшебник» пишет, что за свою полувековую творческую жизнь Черзи создал более 1000 работ.

Хертек А.С., методист отдела культуры, искусства, религии и краеведения НМ РТ,
Шойдук Л.Ш., методист отдела культуры, искусства, религии и краеведения НМ РТ