Сегодня мы расскажем о тувинских сундуках аптара. По определению Даржа В.К. в книге «Лошадь в традиционной практике тувинцев кочевников», «аптара» — это «деревянный сундук особой конструкции для хранения ценных и бьющихся вещей, который предназначен для вьючной перевозки, поэтому изготавливался парой одного размера, объема и внешнего вида…».
Деревянная утварь в юрте
Деревянная утварь являлась обязательной принадлежностью кочевого быта тувинцев. Легкая и простая в обработке древесина была доступна на всей территории Тувы. Привозных или покупных деревянных вещей почти не было – все делали сами: дверцы юрт, сундуки, шкатулки, передние стенки кроватей, колыбели, разборные посудные ящики, всевозможная кухонная утварь, столики, крючки-вешалки и прочее. Украшались эти предметы резьбой или росписью.
Простые изделия, украшенные резьбой, могла сделать каждая тувинская семья. Это могли быть сосуды для молока, ступки для измельчения чая, колыбель, чашки, корытца. Предметы большего размера, такие как расписные сундуки, комоды, шкатулки заказывали мастерам, хотя не исключено, что некоторые мужчины делали их самостоятельно. Все секреты столярного мастерства передавались от отца к сыну. Для поделок использовали лиственницу, ель, сосну, тополь, березу. А именно для сундука брали кедр, который отличался прочностью, легкостью, эластичностью и обладал красивой текстурой. Делали аптара из деревянных пластин, которые скреплялись между собой особым образом клеем.
Аптара — главное украшение жилища
Изготовив сундук, мастер приступал к росписи. Сундуки с их красочной, праздничной орнаментацией являлись главным украшением юрты. Краски и кисточки покупались или изготавливались самостоятельно. Для изготовления красок использовали природные материалы: минералы, деревья и растения, соки ягод и многое другое, которые перемешивались по особой технологии со связующей жидкостью, в пропорциях, известных только мастеру. Орнаменты выполнялись обычно с помощью бумажных трафаретов, которые бережно передавались из поколения в поколение.
Главным источником вдохновения для мастеров являлась, в первую очередь, природа и окружающий их мир. Можно много и долго говорить о тувинских орнаментах, описывая их в тончайших подробностях, но узоры — это тот самый случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. В самом обобщённом виде можно сказать, что узоры на аптара были подчинены строгой симметрии, где основу композиции занимал центральный узор, окаймленный прямоугольным бордюром, а по краям располагались орнаментальные рисунки. Во втором варианте росписей лицевая часть делилась на четыре зоны, в каждой из которых повторялся один и тот же орнамент. Все элементы композиции, как правило, переплетались. Расписанную часть сундука берегли, поэтому при перекочевках укладывали так, чтобы лицевая украшенная часть была наверху.
В юрте аптара находились в самой почетной части жилища (дор). Дамчай О.М. и Уйнук-оол Е.С. в своем труде «Культура традиционной тувинской семьи» условно делят пространство юрты между животными 12-летнего цикла. Согласно «животному циклу» дор — это место мыши, которая собирает и охраняет богатство семьи».
Количество аптара могло варьироваться от двух до восьми, в зависимости от состоятельности владельца. В сундуках хранили золото, серебро, праздничную одежду, ткани, обереги и другие ценные для семьи вещи. Рядом располагались низенькие комоды шургуулда, которые в отличие от аптара, открывались при помощи выдвижных ящиков, а поверх — ставились шкатулки хааржак. В комодах и шкатулках берегли мелкие ценности, украшения, деньги. Аптара, шургуулда и хааржак закрывались на металлические подвесные замки шооча, которые тоже отличались по размеру и отделке. Их заказывали тувинским кузнецам дарганам или приобретали у купцов.
Коллекция аптара в Национальном музее Тувы
В Национальном музее хранится коллекция тувинских сундуков, насчитывающая 69 единиц. Большинство сундуков относится к рубежу ХIХ-ХХ вв. При этом способы открывания у них разные: у некоторых аптара крышка верхняя — откидная, у других – половинка боковой лицевой стенки. У шургуулда верхние выдвижные ящики бывают двух видов: один цельный, или разделенный на две равные половинки. Орнаменты на лицевых стенках в основном традиционные, но есть и миниатюры советского времени. Так, на одних из парных шургуулда (1958 г.), изображена улица с высотными зданиями, одну из которых венчает красная звезда. Авторами являются плотник колхоза Мурнакчы Бай-Тайгинского района Кара-Донгак Чалзып Чапаевич и его сын художник Лопсан Чалзыпович.
Среди всего многообразия сундуков есть и один уникальный экспонат — аптара, принадлежавший семье Председателя Правительства, Министра иностранных дел ТНР Сата Чурмита-Дажы (1894-1938 гг.). Судьба одного из самых видных политических деятелей того времени была трагична – он был расстрелян в 1938 г. с полной конфискацией имущества. По воспоминаниям его внучки Часкал Биченековны, предположительно, этот сундук сохранился потому, что был не в «белой» (т.е. главной) юрте (ак ог), а в юрте, стоящей рядом — малчын ог. В середине 1950-х гг. средняя дочь Сата Чурмита-Дажы Блантина перевезла сундук с собой в Чадан из Шеми, где сундук поставили в кладовке. В 2000-х гг. он попал в руки неравнодушных собирателей старины, а с 2003 г. аптара экспонируется в филиале политических репрессий в Кызыле.
Нужно отметить, что главный враг старинных сундуков – время: краски тускнеют, из-за чего орнамент становится едва различимым. Поэтому главной задачей музейных специалистов является не только бережное хранение, но и своевременная реставрация аптара и шургуулда. Это важная работа по сохранению декоративно-прикладного искусства Тувы начала ХХ века.
Тулуш С.С., методист отдела истории и этнографии НМ РТ