В.Л. Тас-оол родился 1 марта 1920 года в сумоне Аянгаты Барун-Хемчикского кожууна в многодетной семье арата-скотовода. После переезда в Кызыл Тас-оол с интересом тянется к новому, с увлечением изучает предметы, рисует разные вещи, природу, людей – все, что видят вокруг себя его любознательные глаза.
Преподаватели школы заметили тягу к изобразительному искусству одаренного мальчика. С ходатайством Правительства Тувинской Народной Республики его отправили учиться в далекую Москву, в художественное училище памяти 1905 года, в котором преподавал известный живописец-пейзажист Н. П. Крымов. Окончить училище помешала война. Всеволод Тас-оол возвратился в Туву и начал работать в ТувТА (Тувинское Телеграфное Агентство), рисовал политические плакаты на военную тему, овладев техникой гравюры по линолеуму. Трудился вместе с В.Ф. Деминым, который стал в то время его учителем и наставником. Их плакаты-призывы, выполненные броско, ярко, красным и черным цветами, распространились по всей Туве. Вот некоторые их названия: «Помни! Каждая облигация – это удар по врагу!», «Дадим для Красной Армии 50.000 лошадей! Все силы – на разгром врага!», «Дружной подпиской на 2-ой Государственный заем поможем Красной Армии сломать хребет фашистскому зверю!».
В эти годы Тас-оол создает первые живописные изображения родной земли. Это были скромные, этюдные по манере небольшие полотна, но в них ощущается свежесть, искреннее чувство любования природой. Пейзажи «Молотьба хлеба», «Окраина Кызыла», «Сесерлиг», «Место расположения партизан Щетинкина в окрестностях Кызыла» написаны живо, сочными мазками масляных красок.
Пришла Победа, и Тас-оол поступает в Московский государственный художественный институт имени В.И.Сурикова, где занимается под руководством народного художника СССР С. В. Герасимова. Но болезнь помешала ему пройти полный курс обучения станковой живописи. После приезда в Туву Всеволод Ламаевич стал преподавать рисование, интересовался историей родного края, особенно периодом восстания 60 богатырей. В фондах Национального музея Республики Тыва и музея села Алдан-Маадыр хранятся несколько полотен на эту тему, созданные в разные годы. Первые картины «Суд феодала», «Наказание аратов», носят повествовательный характер. Полотно, точнее эскиз, «Восстание 60-ти богатырей» отражает один их эпизодов освободительной борьбы. По замыслу композиция картины построена так, что зритель как бы становится соучастником действия. Завершают цикл две небольшие работы «Пытка арата», «Казнь богатырей», наполненные трагизмом и болью за смерть героев.
Ярко раскрылось дарование Тас-оола в области портретного искусства. Несмотря на недостаточность профессионального мастерства, его живописные портреты привлекают точностью передачи человеческого сходства и душевного состояния героев полотен. На работах молодого художника в основном люди 1940-х годов. Вот перед нами чабан с открытым лицом и твердым характером. Широкий быстрый мазок подчеркивает силу и устремленность человека. Одного из первых тувинских летчиков Ензака художник изобразил на фоне окна, за которым на зеленом поле виднеется самолет. В ином ключе, почти что «по-рембрандтовски» решен портрет отца, старого человека, пережившего много событий и потрясений, и все-таки не сломленного. Впечатляет портрет писателя С. А. Сарыг-оола, в котором по-философски тонко выявлены состояние глубокого раздумья, сложный духовный мир одаренного человека.
Все-таки вершиной его живописного мастерства, по мнению ряда тувинских художников, таких как В. Демин, И. Салчак, является жанровое полотно «Борьба хуреш». На большом горизонтальном холсте изображены крупным планом два тувинских борца, приготовившихся к схватке. Вдали виднеются небольшие трибуны со зрителями. Вся картина пронизана ярким солнечным светом, сочная цветовая палитра красочных мазков гармонирует с праздничным настроением людей. Этой мажорной колористической гамме вторят светлые разноцветные флаги на трибунах.
Казалось бы, судьба благоволила В. Л. Тас-оолу стать большим художником, все к этому шло, но он был вынужден в конце 1940-х годов спешно покинуть Кызыл и вернуться в Барун-Хемчикский район, где практически не оказалось никаких условий и художественных материалов для творческой работы. После этого Тас-оол фактически не занимался творческой деятельностью, не создал ни одного значительного произведения живописи. Он только преподавал и выполнял некоторые оформительские работы.
В 1980-е годы поседевший Всеволод Тас-оол приезжал в Кызыл, встречался с художниками И. Салчаком, В. Ховалыгом, М. Даржаем и другими, которые нарисовали несколько его портретов. Открытый в общении, доверчивый по характеру Тас-оол своим коллегам никогда не жаловался на судьбу, со снисходительной улыбкой повествовал о прошедшем и настоящем. Таким его запомнили наши тувинские художники, таким он останется навсегда в их памяти. Умер Всеволод Ламаевич в 1988 году.
А ведь творил он наравне с известным живописцем В. Ф. Деминым, раньше художника С. К. Ланзы раскрыл события освободительной борьбы 60-ти богатырей, помогал становлению молодых художников. Тем самым Всеволод Ламаевич Тас-оол внес значительный вклад в развитие изобразительного искусства Республики Тыва.
Хертек А.С., зав. отделом культуры, искусства и религии НМ РТ, член СХ России, заслуженный работник культуры Российской Федерации.