История одного предмета: «Мир кочевников центра Азии»

История одного предмета: «Мир кочевников центра Азии»

В музее хранится множество интересных коллекций, в том числе книги с автографами в фонде «Редкая книга».

В 1996 году Севьян Израилевич Вайнштейн передал в дар музею книгу «Мир кочевников центра Азии» с авторской подписью «В библиотеку Тувинского музея, где я много лет назад начал работать, изучая потом всю жизнь историю, археологию и этнографию тувинского народа. С дружеским приветом от автора 17.03.1996 С. Вайнштейн».

Ответственный редактор доктор исторических наук С.Г. Кляшторный, рецензенты: кандидат исторических наук Ш.Ф. Мухамедьяров, кандидат исторических наук Я.В. Чеснов. Книга издана в г. Москве издательство «Наука», 1991 – 296 с. Научное издание состоит из 7 глав: 1. Жилище тувинцев-кочевников, 2. Жилое пространство и человек. Утварь, 3. Традиции питания, 4. Одежда, 5. Конская упряжь, 6. Добуддийские верования, 7. Генезис хозяйственно-культурных типов кочевников центра Азии.

В книге автор рассказывает о традиционной материальной и духовной культуре, истоки которой уходят в глубокую древность, а также о проблемах ее генезиса. Степи, горы и тайгу центра Азии издавна населяли тувинцы-скотоводы и охотники-оленеводы, сохранявшие почти до середины ХХ в. кочевой образ жизни[1].
Книга хранилась в научной библиотеке музея, в 2012 году передана в фонды музея зав. научной библиотекой Нурзат У.Б.

Севьян Израилевич Вайнштейн – известный этнограф, ученый-историк с мировым именем, ведущий научный сотрудник сектора изучения Южной
Сибири и Центрально-азиатского региона Института этнологии и антропологии Российской Академии наук, доктор исторических наук.
Он родился 12 апреля 1926 г. в Москве. В 1945-1950 годах С.И. Вайнштейн учился на историческом факультете Московского государственного университета, по окончании которого по собственному желанию был направлен на работу в Туву в качестве старшего научного сотрудника краеведческого музея. С.И. Вайнштейну поручалась работа по созданию новой экспозиции музейных фондов. К декабрю 1950 года он составляет тематико-экспозиционный план отдела истории под названием «Древняя история». Этот ТЭП состоит из 134-х наименований, большинство из которых представляют тексты, муляжи, схемы, картины и только чуть более 20-ти подлинных археологических предметов. В то время не были достаточно изучены археология и этнография Тувы по этой причине многие важнейшие проблемы древней истории тувинского народа еще не были решены. В связи с этим в 1951 году Тувинским областным музеем организуется комплексная историко-этнографическая экспедиция, которая включила в свой план работы. Наряду с этнографическими исследованиями, также и сбор сведений об археологических памятниках на территории Тувы.

В архиве музея имеются научные отчеты и приложения к отчетам, которые выполнены в виде альбомов с рисунками и фотографиями, сделанными им самим во время экспедиций, в период его работы в музее[2].

Культура Тувы сохранилась и развивается, как и любая культура других народов. Творчество С.И. Вайнштейна, его труды, его любовь к тувинской земле, уважение к тувинскому народу, его мысли, посвященные Туве, истории, своеобразии культуры тувинского народа – не просто первоисточник, но и возможность ощутить реально и развить в дальнейшем сохранившуюся до настоящего времени традиционную жизнь на древней тувинской земле со своей спецификой[3].

Список литературы:
1. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии. – М.: Наука, 1991.-296с.
2. Нурзат У.Б. Научная деятельность С.И. Вайнштейна в 1950-1959 гг. НА НМРТ. Фонд № 1, Дело № 138-7, Оп. 1, Л. 1, 18.
3. Ооржак С.Я. Значение творчества С.И. Вайнштейна в изучении этнокультурной специфики тувинской культуры. НА НМРТ. Фонд № 1, Дело № 138-7, Оп. 1, Л. 25.

Хорлуштай Ш.Р.,хранитель 1-ой категории отдела фондов НМ РТ