Птицы – это часть живой природы. Они оживляют леса, поля, рощи, парки звучными песнями, радуют глаз ярким оперением, подвижностью, красотой. Построенные ими гнезда, а также «инструменты» (клюв, ноги, иногда крылья), которыми они пользуются при строительстве, всегда привлекают внимание наблюдателей. Интересно и распределение по профессиям: здесь имеются «корзинщики» и «ткачи», «землекопы» и «каменщики», «плотники» и даже «гончары».
Различают гнезда: простые, чашеобразные из прутьев, сучьев (грачи, аисты); полушаровидные, покрытые мхом снаружи (зяблики, щеглы); шаровидные, покрытые мхом, стебельками (ремез, крапивник); дупла (дятлы, дрозды); норы (береговая ласточка); гнезда на земле (утки, журавли); гнезда из глинистой почвы (стрижи); не строят гнезд колибри, пингвины.
Речь идёт о небольшой птичке из семейства синицевых. Называется она ремез — ус кушкаш, а ее удивительные гнезда, похожие на рукавичку с недовязанным большим пальцем, многие из Вас, наверное, видели в книжках или в интернете. Слово «ус» обозначает «шевер» (умелый, умелец), «кушкаш» — птица, т.е. по-другому называют «птичка-мастерица».
Первое гнездо в фонд музея поступило в 1973 году под номером ОФ 5791. Эта находка школьников Булук-Терекской школы Улуг-Хемскогокожууна во время туристического похода.
Второе гнездо ремеза-ус кушкаш уязы под номером ОФ 5976 также в 1973 году. Принесла его Иргит Урана Хулер-ооловна — жительница из с. Кызыл-ДагБай-Тайгинского кожууна. Это гнездо было семейным оберегом. Гнездо в виде детской рукавицы, сплетено из пуха, с боку имеется палочка. Вход маленький. Экспонируется в зале № 7 , 2 этаж в диораме «Сезонные изменение в природе».
Тувинцы — кочевой народ, поэтому содержание гнезда ремеза (оберега) было приспособлено к кочевому образу жизни. Оно является священной вещью, передаваемой из поколения в поколение.
Язык и традиции каждого народа является основой общего развития всего мира. Родной язык, этнос, традиции тувинцев является основной частью развития всего народа. Традиция-это человек, которая определяет отрицательные и положительные качества человека. У традиции крепкое и длинное существование на земле. Традиции передаются из поколения в поколение, посредством традиций от родителей детям передаются знания, нормы поведения, способы, формы мотивы деятельности людей, различные вкусы, творческие направления.
Передача духовного наследия поколениям принадлежит семье. Она является культурной и социальной ячейкой общества. В семейном быту отражаются особенности социально-экономического, нравственного уклада народа и его культурных традиций, образа жизни.
Семейный оберег приобщает и развивает уважительное отношение и интерес к семейным традициям, обеспечивает начало национального характера в формировании личности. Слово «оберег» означает предмет, оберегающий, охраняющий от чего-нибудь. Он является традиционным средством защиты от внешних негативных факторов, одним из атрибутов духовной культуры. У тувинского народа оберег имеет огромную роль для людей, особенно для тех, которые не могут иметь детей, и для роста благополучия домашнего скота. Если в семье не могут иметь детей, то, по совету старших, в юрте изготавливали специальные культовые предметы из различных материалов. Оберег-хранитель располагался на женской стороне юрты, жилища кочевников. У древних тувинцев была такая вера и добрая традиция, согласно которым не убивали птиц, запрещалось истребление птенцов. Наши предки утверждали, что птенец и человеческое дитя – одно и тоже: их судьбы сходны. Предки говорили, что у человека, который убил птицу с птенцом, неизбежно заболеют дети. Так бережно наши предки относились к рыбам, зверям и птицам.
У тувинцев птица ремез, т.е. птичка-мастерица (ус-кушкаш) являлась и является священной птицей.
В фондах музея хранятся 2 единиц гнезда ремезы. Высота гнезда достигает 22 см в длину и 12 см в диаметре. Надо сказать, что гнездо подвешивается на двух свисающих над водой веточках дерева или куста, на высоте примерно трех метров, либо укрепляется на тростниковых стеблях. Гнездо может висеть и достаточно высоко, если поблизости нет воды. У нас его можно увидеть в рощах на березах или других высоких деревьях, хотя наличие близлежащего водоема и растущего там тростника всё же необходимо. Селится главным образом в пойменных и прибрежных лесах, а также в зарослях камыша и тростника, держится ближе к воде, в зарослях вербы, ольхи или тополя; в поисках пищи проворно лазает по веточкам, при этом подвешивается на них вниз головой или спинкой. Питается мелкими насекомыми, в том числе мухами, жуками, бабочками и их гусеницами, клопами, собирает также пауков; в небольших количествах употребляет семена растений.
Каркас гнезда связывается из растительных волокон, которые накручиваются на, те самые веточки, которые являются опорой и основой самого гнезда. Основным строительным материалом является пух рогоза, ивы и других растений, растущих поблизости от гнезда. А внутренность выстилается толстым слоем пуха и перьев. Гнездо начинает строить самец, может даже начать делать два гнезда, а уже затем самка выбирает лучшее, и они вместе заканчивают начатое строительство. Снаружи гнездо бывает покрыто берестой или почечными чешуйками и летучками семян вяза и других. Она в виде мешочка, внутрь полая. Ремез подвешивает гнездо при помощи крепких волокон крапивы, конопли или тонкой пленки ивового луба. О прочности жилища, выстроенного ремезом, наглядно говорит тот факт, что оно сохраняется в течение нескольких лет.
Строительными работами у ремезов занимаются исключительно самцы. Холостой самец закладывает основу постройки и пением привлекает самку. Если ее долго нет, самец возводит неподалеку новую постройку и поет возле нее. Технология строительства своеобразна. Прибыв на стройплощадку с пучком мягких растительных волокон в клюве, самец укрепляет их одним концом на опорной веточке и принимается быстро кружиться вокруг нее, перехватываясь лапками и наматывая волокна на основу, как нитку на катушку. За час «строитель» приносит гнездовой материал 10—15 раз. Спустя 3—4 часа работы, самец соединяет обмотанные веточки друг с другом поперечиной из пучка травы так, что образуется основа гнезда в форме треугольника или кольца. Теперь самец принимается носить не только эластичные растительные волокна, идущие на упрочение основы постройки, но и большие пучки пуха, которые втыкаются в разные места между волокнами и постепенно формируют стенки гнезда. Стенки гнезда толщиной 1-2 см. надежно защищают потомство от холода и не погоды.
Птицы издавна у многих народов связывались с мистическими обрядами, использовались для заклинаний или гаданий. Птица считалась символом человеческой души, и эта ассоциация сохранилась в народных поверьях по сей день. Существуют как хорошие, так и плохие народные приметы про птиц, некоторые из них даже научно обоснованы.
В музее проводят мероприятии, уроки-экскурсии и т.д. Среди музейных мероприятий, имеющих образовательную и просветительскую направленность, наиболее популярными в настоящее время можно назвать музейные уроки. Они призваны закрепить и углубить знания учащихся по отдельным темам, причем музейный предмет выступает здесь не только как иллюстрация, но и как источник для изучения. Музейный урок проводится с целью углубления знаний учащихся по теме учебного курса школы непосредственно на экспозиции музея. Особенность его заключается в реализации задач школьного образования в среде музея. Они направлены на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогают обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира. Такие уроки отличается от обычных тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только рассказ специалиста, но и подлинные памятники природы, истории и культуры. Музейные уроки имеют большое образовательное и воспитательное значение
Уроки в музее обязательно должны включать элементы интерактивности, которая проявляется на каждом этапе: в процессе объяснения темы, адаптации опорных знаний, восприятия темы и подачи новых знаний, во время подведения итогов и представления домашнего задания. В частности, на стадии объяснения темы урока, важен характер взаимодействия учителя с музейным работником, согласованное раскрытие основного содержания темы (с позиции базовых знаний и их воплощением на экспозиции музея).
Например, во время адаптации опорных знаний учитель привлекает учеников-экспертов, которые заблаговременно готовят задание по теме музейного урока для объяснения его материала своим коллегам. На следующем этапе, в ходе диалога музейного работника с учениками, последние активно проводят поисковую работу, выполняют практические задания, обсуждают общие учебные проблемы.
В процессе подведения итогов урока и представления домашнего задания ученики проговаривают свои “музейные достижения” и получают несложную практическую работу для самостоятельного выполнения, обязательно имеющую творческий, ненавязчивый характер. Интерактивное взаимодействие в музее и интегрированное содержание уроков является наилучшей основой для формирования общекультурной компетенции (развитие культуры чувств и креативности учащихся); овладения умениями и навыками практического применения художественной терминологии; формирования способности воспринимать произведения искусства, выражать личностное отношение к ним; формирования представлений о сущности, видах, жанрах изобразительного искусства; воспитания ценностных ориентаций в сфере искусства; понимания связей искусства с естественной и культурной средой.
Таким образом, музей – это одна из базовых культурных, просветительских учреждений, где ведется большая работа по экологическому воспитанию и образованию. И отдел природы призывает всех образовательных учреждений к дальнейшей совместной работе в деле сохранения жизни на Земле. В современном образовательном пространстве основными стратегиями взаимодействия музея, школы и вуза в контексте обеспечения культурного развития общества являются: согласованность в разработке и практической реализации музейно-педагогических программ по активному вовлечению учащихся и студентов; апробацию эффективных дидактических технологий;объединение усилий школы и вуза на пути к демократизации обучения;способствование полноценной интеграции знаний в музейной среде;разработку новых методов и приёмов музейной коммуникации;акцент на развитие интеллекта, обогащение культурного опыта учащихся и студентов в музее.
Список литературы:
1. География Республики Тыва: Учебное пособие для 9 класса / К.О. Шактаржык, А.Ч. Кылгыдай и др. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006. – 160 с.
2. Динец В.Л., Ротшильд Е.В. Звери. Энциклопедия природы России, 2-е издание, дополненное и переработанное. – М.: 1998. – 344 с.
3. Красная книга Республики Тыва: животные / Науч. ред. Н.И. Путинцев, Л.К. Аракчаа, В.И. Забелин, В.В. Заика. – Новосибирск: Издательство СО РАН, филиал «Гео», 2002. – 168 с.
4. Красноборов И.М. Высокогорная флора Западного Саяна. – Новосибирск, 1976.
5.Книга поступления № 1., 1954 – 1963гг.
6. Леонтьев Л.Н., Шахунов П.А. Природные условия Тувинской автономной области. – М.: 1957.
7. Летопись природы, книга 1-ая, 1999 год.
8. Научно-вспомогательная книга
9.Источник: https://www.voprosy-kak-i-pochemu.ru/kak-pticy-stroya.. .
Отрывок из статьи «Рукавичка» на ветке» , автора Донгак Валерии Чаш-ооловны, старшего научного сотрудника отдела туризма и краеведения ГБУ «Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва»,
Фото из открытых источников.