Марка «Карта Тувинской Народной Республики»

Марка «Карта Тувинской Народной Республики»

Марка «Карта Тувинской Народной Республики». Номинал 8 копеек. Третий, этнографический выпуск.

Одной из самых ценных собраний музея является коллекция марок Тувинской Народной Республики (1921—1944 гг.) Марки ТНР (1921-1944 гг.) являются одними из самых редких в мире и особо ценятся среди филателистов за оригинальность форм, рисунков и орнаментов и уникальны тем, что являются марками уже несуществующей республики. Миниатюры, изображенные на первых тувинских марках, отражают все стороны жизни тувинцев начала ХХ века. Первая стандартная серия «Колесо Учения» была выпущена в 1926 году.

Ко Дню Конституции мы решили обратиться к истории и опубликовать одну из марок периода Тувинской Народной Республики. Конституция – это основной закон государства. Одним из признаков государства, как мы знаем, является территория. Поэтому сегодня мы рассматриваем марку «Карта Тувинской Народной Республики» из третьего, этнографического выпуска (1927 г.). Всего в фондах музея хранится 11 подобных марок.  

Описание третьего этнографического выпуска. 1927 г.

Оригиналы для всей серии выполнены художником Ольгой Федоровной Амосовой. Для орнаментов на марках использованы народные мотивы, заимствованные художником с украшений, одежды и домашней утвари тувинцев во время участия ее в экспедиции по Туве в 1926 г.

Все марки этой серии хранятся в музее Гознака в листах с выбитой перфорацией словом «Образец» на горизонтальных рядах марок. Для первого издания характерны белая утонченная бумага, яркие, сочные краски и бесцветный, блестящий, растрескивающийся клей. Марки последующих изданий выполнены на сероватой или коричнево-сероватой обыкновенной бумаге, краски более тусклые; печать менее четкая, клей от бледно-желтого до коричнево-желтого.

Описание марки «Карта Тувинской Народной Республики». Номинал 8 копеек.

Марка прямоугольной формы, серо-коричневого, красно-лилового, голубого цветов. Гребенчатая зубцовка 12 ½:12. Негашеная. Бумага коричнево-сероватого цвета. Бумага с водяным знаком «Мозаика», литографская печать.                                                                                

В центре изображена карта Тувинской Народной Республики (1921-1944 гг.), границы которой обозначены красными пунктирными линиями. Внутри соответствующей государственной территории надписи на латинице «USSR» («СССР»), «TOUVA» («Тува»), «MONGOLIA» («Монголия»). Граница с СССР имеет дополнительную сплошную красную линию параллельно пунктирной.

На карте обозначена главная речная артерия Тувы Улуг-Хем (Енисей) с его составными частями реками Бий-Хем (Большой Енисей) и Каа-Хем (Малый Енисей). На месте слияния Бий-Хема и Каа-Хема нарисован красный кружочек с точкой внутри, обозначающий географическое положение столицы Тувы — города Кызыл. Также отмечены озера Убсу-Нур и Косогол (Хубсугул).

М. Сачев отмечает: «…на марке отчетливо видно, что граница ТНР с СССР выделена четче и категоричнее, чем граница с Монголией. Известно, что период 1926—1929 гг. связан со сменой руководства в ТНР и Монгольской Народной Республике и с признанием ТНР МНР. Между Монголией и Танну-Тувой был подписан Договор об установлении дружественной связи  и начале нового сближения и установления связей в области просвещения при относительном сохранении основ традиционной культуры и все еще преобладающей роли монгольского письменного языка.

Надписи на марке выполнены на нескольких языках. Дело в том, что надписи на первых марках (1926 г.) были сделаны с использованием старомонгольского (уйгурского) письма. Согласно Женевской конвенции (правилам почтовой конвенции) требовалось, чтобы на марках обязательно присутствовала надпись и цена на одном из европейских языков. Поэтому, начиная с третьего стандартного выпуска, на тувинских марках появляются надписи на латинице.

Слева от рисунка старомонгольским вертикальным письмом выполнены надписи «Тува» и «Почта», красным и белым цветом соответственно. Справа — надпись «POSTAGE» («Почта»), снизу по центру — «TOUVA» («Тува») на латинице. В левом и правом углах обозначения денежных единиц номиналов на латинице и старомонгольским письмом в серо-коричневом цвете. Напомним, тувинская письменность на основе латинского алфавита была принята в 1930 году, а в 1943 году – перешла на основу кириллицы.

***

Обратите внимание, границы Тувы отличаются от границ современной Тувы. Хотя рисунок довольно схематичный, видно, что данная территория соседствует с Тоджинским районом Тувы и Северо-Западной Монголией. Итак, вооружившись картами XVIII—первой четверти ХХ вв. и работами исследователей, выясняем историю вопроса.

В августе 1921 года тувинский народ создал свое государство Танну-Тыва улус, которая была провозглашена Всетувинским Учредительным Хуралом. На нем присутствовали представители шести хошунов – Оюннар, Салчак, Тоджа, Даа, Бээзи и соединенных сумонов Маады и  Чооду.

Кроме вышеуказанных хошунов к тувинским относились Хасутский (Хубсугульский), Шалык и Сартул. Вследствие неявки представителей этих хошунов на Хурале было решено: «Хасутский район хошун, живущий в Монголии, исключить из состава народа Танну-Тува, а Шалык и Сартул, состоящие из двух сумонов, объединить в один хошун Шалык-Сартульский».

Тува, в период господства Цинской династии Китая (1757-1912 гг.), в административном отношении была разделена на 4 хошуна: Оюннарский, Салчакский, Тоджинский и Хубсугульский (Хасутский) район, было учреждено объединенное управление  во главе с тувинским амбын-нойоном. Каждый из хошунов состоял из сумонов. В Хасутский входили Хаазут, Даргат, Чооду и Иргит.

Кочевья Хасутского (до 1878 г. — Хубсугульского) хошуна располагались в районе озера Хубсугул и западнее его (бассейн р. Шишкит). Тувинцы, обитавшие в этом районе, за исключением долины р. Хук, называлась дархатами.

«Дархаты» переводится словом «свободные». Они получили его вместе с определенными льготами — освобождением от военной службы и податей цинскому императору — за услугу, оказанную Цинам (помогли поймать восставшего хотогойтского князя Ценгуньджапа, или Шадар-вана). Эта легенда подробно описана в работе Шишмарева Я.П. «Сведения о дархатах-урянхах ведомства Ургинского Хутукты».

Во второй половине XIX в. дархаты населяли территорию, расположенную вниз по течению р. Шишкита, до его первого притока — Тенгиса, или Тенгисин-гола. Следы тувинского происхождения сохранялись у них долгое время. Еще в 30-х годах нашего века в языке дархатов были заметны следы тувинского языка, а в памяти стариков сохранялись воспоминания об их тувинском происхождении. Монголоязычные соседи называли дархатов урянха. Урянхайцы называли дархатов Адай-таргыт.

В настоящее время а Монголии местами наиболее компактного проживания тувинцев являются сумоны Цэнгел, Цаган-Нур и Буянт. К территории Тувы ближе всех расположены сумоны Цэнгел и Цага-Нур; первый примыкает к Монгун-Тайгинскому кожууну, второй – к Тоджинскомц. Многие тувинцы, живущие в этих сумонах, утверждают, что раньше, когда еще не было установлено государственных границ между Тувой и Монголией, их земли считались частью тувинской территории. Установление границ между двумя странами привело к тому, что они оказались на монгольской территории.

Карты из книги «Урянхай— Танну-Тува. Собрание карт исторических, географических и этнографических» / Автор-составитель С.К. Шойгу. Москва, 2014.

Кинга хранится в фондах Национального музея РТ под № КП 11990.

Список использованной литературы:

1. Айыжы Елена Валерьевна, Конгу Аржаана Алексеевна Родоплеменные группы тувинцев Тоджинского района Республики Тува на современном этапе (по материалам полевых исследований) // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. 2013. №4-1 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rodoplemenny… (дата обращения: 27.04.2020).

2. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Антропологический и этнографический очерк этих стран. // Урянхай. Тыва дептер: антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае — Танну-Туве, урянхайцах-тувинцах, о древностях Тувы. [Текст]: в 7 т. Т.2: Племена Саяно-Алтая. Урянхайцы (IV в. – начало ХХ ) / составитель С.К. Шойгу. — М.: Слово, 2007. — С.517-518.

3. Монгуш М.В. Один народ – три судьбы: Тувинцы России, Монголии и Китая в сравнительном контексте. Осака: Национальный музей этнологии, 2010. – 358 с.

4. Отрощенко И.В. Из истории взаимоотношений ТНР и мнр: проблема возвращения «Части тувинского народа» // Новые исследования Тувы. 2015. №3 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-vzai… (дата обращения: 02.05.2020).

5. Потанин Г.Н. Очерки Северо-Западной Монголии // Урянхай. Тыва дептер: антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае — Танну-Туве, урянхайцах-тувинцах, о древностях Тувы. [Текст]: в 7 т. Т.2: Племена Саяно-Алтая. Урянхайцы (IV в. – начало ХХ ) / составитель С.К. Шойгу. — М.: Слово, 2007. — С. 424-425.

6. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев. Москва: Наука, 1969. – с.54-55.

7. Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1971 – 480 с.

8. Саая С.В. Вопрос о государственных границах тувинской Народной Республики в 1921-1944 гг. // Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. 2016. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vopros-o-gos… (дата обращения: 02.05.2020).

9. Шишмарев Я.П. Сведения о дархатах-урянхах ведомства Ургинского Хутукты // Урянхай. Тыва дептер: антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае — Танну-Туве, урянхайцах-тувинцах, о древностях Тувы. [Текст]: в 7 т. Т.5: Урянхайский край: от Урянхая к Танну-Туве / составитель С.К. Шойгу. — М.: Слово, 2007. — С.78-86.

Тулуш С.С., ст.н.с. отдела истории НМ РТ