Тонгак Таржаа Хорун-оолович был бойцом тувинского кавэскадрона 31-го кавполка 8-й гвардейской дивизии 6-го кавалерийского кавкорпуса Советской Армии. Как и все тувинские добровольцы, он подписал обращение своим соотечественникам: «С первого дня Великой Отечественной войны братского советского народа против немецких захватчиков мы, как и все трудящиеся ТНР, горели желанием с оружием в руках встать на защиту нашего социалистического Отечества. Теперь наша заветная места сбылась. Мы едем на фронт, чтобы грудью защищать честь, свободу и независимость советского и тувинского народов.
Заверяю вас … в том, что мы с честью оправдаем доверие, оказанное нам Верховным Главнокомандованием Вооруженных сил СССР, партией и правительством ТНР. С советским оружием в руках, в рядах родной Красной Армии, мы будем беспощадно истреблять фашистских извергов, не жалея сил, крови и самой жизни…». Эти сроки опубликованы 4 сентября 1944 года в Тувинской правде. Он, как и все отважные сыны и дочери Тувы, сдержал свое обещание.
1 сентября 1943 г. вся Тува проводила на фронт своих лучших сынов и дочерей на фронт. Боевой путь Тонгака Таржаа, как всех тувинских добровольцев, начался 25 сентября сначала в составе 362-го запасного стрелкового полка в городе Муроме Горковской области и 2-го запасного стрелкового полка в городе Ковров Ивановской области. После проверки боевой готовности генерал-полковником О.И. Городовиковым тувинский кавэскадрон под командованием капитана Т. Кечил-оола был принят 8 декабря 1943 г. у деревни Снегиревка Смоленской области в состав 31-го Кубано-Черноморской гвардейской дивизии им. Морозова.
Тонгак Хорун-олович Таржаа геройски проявил себя во время освобождения украинского села Деражно в 1944 г. При его освобождении получил первое боевое ранение. Об этом сам написал в своих воспоминаниях «Путевые заметки фронтовика»: «Эскадрон начал атаку с южной стороны на село Деражно, подошел к противнику на расстоянии 200-300 метров. Дальше невозможно было продвигаться, т.к. враг поднял шквальный огонь, что невозможно поднять голову. С 5 пяти часов утра до вечера продолжалась перестрелка. Вот налетел немецкий самолет и начал сверху обстреливать наши солдат. Я находился рядом с лейтенантом Сатом. Он скомандовал: «Коммунист Таржа, вперед», я вскочил. Пули пулемета с вражеского самолета прострочили впереди меня. На втором заходе следы его выстрела были позади меня. С левой стороны деревни показались три немецких танка, они также открыли огонь на нас. Пули свистели со всех сторон. В это время острая боль вонзила в мою левую ногу. Сразу же показалась алая кровь. Немцы решили не сдавать нам Деражно, упорно сопротивлялись, однако было тщетно. Мы освободили село ночью».
Тонгак Хорун-оолович лечился во многих госпиталях, а после Киева и Курска, его отправили долечиваться в город Гори Грузинской ССР.
С августа 1944 года Тонгак Таржа стал бойцом пулеметной роты мотострелкового батальона 5-го танкового корпуса 2-го Балтийского фронта. В это время на Курляндском полуострове ниши войска окружили более 30 немецких дивизий.
Гвардеец Таржаа Тонгак вернулся домой в октябре 1945 г. Его грудь украшали медали «За воинскую доблесть», «За отвагу», «За Победу над Германией».
До войны он добросовестно трудился на общественных работах. Родился в семье бедного арата Хорун-оола Тонгак. В 1936 г. вступил в ряды Тувинского революционного союза молодежи. С 1940 г. работал корреспондентом газеты «Аревэ шыны». Еще год в 1941 г. работал первым секретарем кожуунного комитета ревсомола. В 1942 г. вернулся в молодежную газету, только заведующим отделом. Возвратившись с войны, он стал работать на прежнем месте. Долгие годы работал в радиокомитете директором, главным редактором. С 1969 и до пенсии работал директором государственного архива Тувинской АССР.
Тонгак Таржаа активно проявил себя на общественной работе: был членом обкома ВЛКСМ, депутатом Кызылского городского совета. Он возглавлял республиканский комитет ветеранов войны и много сделал по этому направлению. Умер 22 мая 1983 г. после тяжелой болезни, причиной которой являлись старые боевые раны. Тогда ему было 62 года.
В 1996 году ему исполнилось бы 75 лет со дня рождения. Вот как охарактеризовали его друзья – Максим Мунзук, народный артист Российской Федерации и Республики Тыва, и Кызыл-Эник Кудажи, народный писатель Республики Тыва: «Тонгак Хорун-оолович был человек веселого нрава, с юмором, не давал унывать своим товарищам, даже во время войны, во время боев поднимал дух, своим красноречием, песнями-частушками. Несколько раз был ранен, однако после выздоровлений в госпиталях возвращался на фронт. Тяжелую ношу военных лет, такие простые солдаты как Тонгак Таржаа вынесли на своих плечах. У него было четверо детей, из них имя Тамары Донгаковны Мунзук известно среди педагогов и ученых. Она декан филологического факультета Тувинского госуниверситета, а Тарас – известный в Туве врач».
Тонгак Таржаа был единственным тувинцем среди добровольцев, который воевал в составе Прибалтийского фронта. Как корреспондент, работавший до войны, он и в минуты отдыха и тишины писал фронтовые заметки. В архиве музея хранится его блокнот, где фронтовик писал о военных действиях, тогда тувинская письменность была латинизирована. Позже, уже в мирное время, он аккуратно переписал в ученическую тетрадь. В 1996 г. его воспоминания в переводе опубликована в газете «Тувинская правда» под названием «До победного конца».
Как известно, наши тувинские добровольцы освобождали Украины от фашистских захватчиков. Летом 1944 года они возвратились домой, в Туву. Однако, многие тувинцы по разным обстоятельствам продолжали воевать на различных фронтах, даже до конца второй мировой войны. Среди таких был Тонгак Таржаа. В своих воспоминаниях он так писал, что еще в госпитале к подошел капитан из военного гарнизона и посоветовал поехать домой. Видимо, он знал, что Тонгак Таржаа из ТНР, т.е. гражданин другого государства. Доброволец ответил: «Я пошел на фронт биться с немецкими фашистами до конца войны, поэтому прошу, чтобы меня отправили на передовую». Он стал бойцом станковой пулеметной роты мотострелкового батальона пятой танковой бригады. Расчет, куда он попал, был интернациональным: командир расчета младший сержант Андрющенко – украинец, первый наводчик Назиров – мордва, второй наводчик – я тувинец, первый подносчик снарядов Петров – русский, второй подносчик Сотников – мариец. А 8 мая, когда Таржаа Тонгак воевал в составе 257 полка, командир полка Самбровский объявил, что пришла победа, немецко-фашистское командование безоговорочно капитулировало. После этих слов все начали обниматься, у многих были слезы на глазах. Стоя в строю, тувинских доброволец думал: «Я добровольно выполнил долг перед родиной до конца войны, отомстил фашистам за своих товарищей, с победой возвращаюсь домой!
В архиве добровольца имеется аттестат об окончании в 1938 году Кызылской объединенной школы. Однако среди них мы можем прочитать очень печальную справку, вернее извещение о том, что красноармеец Тонгак Таржаа геройский погиб при освобождении города Ровно и там же похоронен. Жив остался солдат. После каждого ранения возвращался в бой. Вернулся домой в октябре 1945 г.
Двадцать лет тому назад, когда еще функционировал музей Тувинских добровольцев, был организован вечер-память о нем, где вспоминали о нем работавшая тогда председателем республиканского совета ветеранов войны и труда Т.Ч. Норбу, писатель, ученый М.Б. Кенин-Лопсан, журналист Д.Е. Ендан, заслуженный работник культуры Тувы Ондар Дарыма, ветеран труда М.К. Шыырап и другие.
Дыртык-оол А.О., заведующий отделом истории НМ РТ