С вхождением Тувы в состав Советского Союза в 1944 году, кардинально меняется система ценностей тувинской семьи. Важной основой социальных преобразований явился переход к оседлому образу жизни, завершившийся в 1950-х гг. В этот период началось массовое переселение аратов-колхозников из юрт в дома. Кочевой образ жизни и традиционное жилище уходили в прошлое, а ними и семейные воспитательные традиции, связанные с поведением юрте. Воспитание членов семьи происходило в духе коммунистической морали и нравственности.
В новых условиях первостепенными задачами, среди прочих, стали борьба с неграмотностью и малограмотностью, осуществление всеобщего обучения, подготовка национальных кадров. Теперь знакомство молодежи происходило в основном во время учебы, дающей преобладающее число браков между людьми, приехавшими из разных районов, городов и поселков. Обряд «дугдээшкин» исчез, правовым подтверждением брака стал обряд «куда». В середине 1960-х гг. широкое распространение получают молодежные комсомольские свадьбы, сыгравшие большую роль во внедрении торжественной регистрации брака.
Женщины стали полноправными участницами общественно-политической жизни страны. Важную роль в этом вопросе имела организация детских дошкольных учреждений и школ-интернатов. Воспитание и обучение детей теперь наполовину осуществляло государство. Облегчение семейной нагрузки, которая в основном ложилась на плечи женщин, дало им возможность не только участвовать в общественном производстве, но и находить время для посещения лекций, курсов и вечерних школ.
Государственная политика в регионе, особенно с конца 1950-х годов, была направлена на максимальную занятость населения в сфере производ-ства. Женщины работали наравне с мужчинами, практически во всех областях общественной жизни. Это повлияло на выравнивание заработной пла¬ты мужчин и женщин во многих сферах народного хозяйства, в связи с чем изменилась роль мужчины в семье как добытчика и кормильца.
Теперь, когда женщина могла обеспечить себе экономическую самостоятельность, она получила возможность выбирать себе спутника жизни и вступать (или не вступать) в брак по собственному желанию и в любом возрасте. Выбор супруга не зависел ни от материальных соображений, ни от принадлежности к различным социальным группам, ни от национальности; женщины ориентировались на такие качества как почтительность к старшим, скромность, внешние данные, работоспособность, образованность.
Оформление брака как юридического факта молодые супруги осуществляли после свадьбы, и в большинстве случаев после появления детей. Наблюдается уменьшение ранних браков и повышение возраста вступающих в брак женщин (20-25 лет). Это привело к выравниванию возраста супругов и сокращению количества браков, где муж значительно старше жены. Изменения в сфере семьи и брака нашли отражение в Конституции Тувинской АССР 1978 года. В ней указывалось, что семья находилась под защитой государства. Брак основывался на добровольном согласии женщины и мужчины, супруги были полностью равноправны в семейных отношениях.
Традиция многодетности в советский период была сохранена. Тува занимала одно из первых мест в РСФСР по рождаемости. В 1959 году доля детей до 15 лет составила почти 1/3 от общей численности населения (т.е. 32,2%), в 1970 году она выросла до 39,9% [3]. Ч.К. Ламажаа отмечает, что «на селе (в сравнении с городом – прим. авт.) семьи животноводов имели возможность в определенной мере сохранять традиции хозяйственного воспитания детей…, здесь сохранился высокий уровень рождаемости» [5]. В 1980-х гг. молодые семьи на селе составили 77 %, причем большинство (80%) молодых людей, достигших 20-летнего возраста, уже являлись родителями. 65 % составляли маленькие тувинские семьи, которые состояли из двух поколений [6]. В это же время начинается постепенное увеличение неполных семей, состоящих из одинокой матери (отца) с детьми.
Таким образом, в советский период трансформируется система ценностей тувинской семьи. Кочевой быт и юрты уходят в прошлое. Государственная система воспитания на разных этапах жизни ребенка становится приоритетной, вследствие чего перестраиваются отношения между родителями и детьми. Молодое поколение, получив образование, уже не стремилось возвращаться к традиционной деятельности своих предков – скотоводству.
В этот период получают распространение свадьбы с официальным заключением брака в органах ЗАГС. Семья находилась под защитой государства, супруги были равноправны в семейных отношениях. Переориентация женщины на профессиональную деятельность, рост уровня образования привели к уменьшению семейных ролей жены и матери. Происходит ослабление патриархальных устоев тувинской семьи.
В конце 1970-х гг. в стране стали наблюдаться негативные процессы, которые в конце 1980-х — начале 1990-х гг. постепенно привели к системному кризису во всех сферах общества. Одним из проявлений кризиса выступила трансформация ценностей семьи и брака. З.Ю. Доржу отмечает, что в это время «для Тувы стали реальностью, практически невиданные ранее явления, как ослабление прочности семьи, рост численности беспризорных и безнадзорных детей»[2].
Список использованной литературы
1. Биче-оол С.М. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве.//Автореферат дисс. ..к.и. н. – Ленинград, 1974 – 20
2. Доржу З.Ю. Тувинская семья: тенденции её жизнедеятельности // ОНВ. 2011. №1 (95).
3. История Тувы: В 3 т. — Т.III / Под общей ред. Н.М. Моллерова. — Новосибирск: Наука, 2016. — 455 с.
4. Конституции Тувы./Сост. В.А. Дубровский. – Кызыл.: Тув. книж. изд-во, 1999. – С. 105.
5. Ламажаа Ч. К.-о. Ребенок и детство в тувинской культуре: традиции и современность // Человек. 2019. Т. № 4. С. 51-58.
6. Молодежь Тувы. Социальный портрет./Анайбан З.В., Золоторубов В.С. и др. – Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1988. -194 с.
7. Резников Е.Н., Товуу Н.О. Этнопсихологические характеристики народа тыва: теория и практика. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 245 с.
8. Субботин Сергей Васильевич Тувинская семья и ее функции. Традиции и инновации // Вестник КИГИ РАН. 2016. №6.
Тулуш С.С.,с.н.с. отдела истории НМ РТ