7 июля 1899 года в местечке Ак-Туруг Улуг-Хемского района, в семье аратов, родился Черзи Монгуш Хола-Салович, член Союза художников СССР, заслуженный деятель литературы и искусства Тувинской АССР, известный тувинский камнерез. В роду у Черзи все занимались искусством. С ранних лет его воспитывал дедушка. Отец Черзи был резчиком по камню.
Имя Черзи Монгуша давно и крепко вошло в историю Тувы. Его смело можно назвать одним из родоначальников тувинского камнерезного искусства. От природы одаренный мальчик в восьмилетнем возрасте самостоятельно вырезал из дерева игрушки, фигурки домашних животных для себя и для других детей. А когда ему исполнилось 15 лет, он стал помогать отцу-камнерезу в исполнении сложных работ – крупных заказов. Он научился делать домашнюю утварь. Ему стали доверять выполнение сложных работ по столярному делу и декоративной росписи. Черзи работал с металлом.
Всерьез резьбой по дереву и камню он занялся в 1942 году, а через 3 года его скульптуры стали показывать на выставках в Кызыле. Особенно плодотворным творчество Черзи стало с начала 1950-х годов, когда возник интерес к произведениям народного искусства, и областной краеведческий музей стал приобретать их для своих фондов. В эти годы он выполнил большую серию скульптур людей, домашних животных, диких зверей, сказочных чудовищ, жанровых сцен.
Содержательный смысл его скульптур поднимается до высот поэтического и философского осмысления жизни, его персонажи выступают носителями определенных моральных качеств: добра, силы, нежности или же злобы и упрямство. Орнаментация – любимый прием Монгуша Черзи, она встречается почти в каждой его работе.
С начала 1960-х годов, камнерез стал больше применять серпентинит. Следует отметить, что Черзи является первым камнерезом, который начал использовать для работы черный пластический камень – серпентинит. В фондах Национального музея насчитывается свыше 37 произведений малой пластики Монгуша Черзи, из них 27 работ выполнены из серпентинита. Сегодня его работы составляют золотой фонд Национального музея РТ.
Наибольшую известность мастеру принесли такие работы из серпентинита: «Тувинка-всадница в национальной одежде», «Укрощение коня», «Сарлык»; прибор для карандашей где фигурируют изображение схватки драконов, и барельеф марала, «Упрямый бык», «Аратка едет на верблюде», «Чабаны – Герои социалистического труда», «Комплексная чабанская стоянка» и т.д.
Работы мастера не раз представляли искусство Тувы на зональных, всероссийских, всесоюзных выставках, а также на международной выставке «Экспо-67» в Монреале. Многие его шедевры закуплены Художественным Фондом Союза художников РСФСР, музеями Москвы, Ленинграда и других городов России. Его творческое наследие из дерева и камня составляет около 500 скульптурных работ. В 1962 году Монгуш Черзи был принят в члены Союза художников СССР, в 1963 году ему было присвоено звание «Заслуженный деятель литературы и искусства Тувинской АССР».
Монгуш Черзи – отец пятерых детей. Младший сын Владимир Черзи пошел по стопам отца, став камнерезом, несколько его работ хранятся фондах Национального музея. 12 августа в 1969 году Монгуша Черзи не стало. Он был человеком широкой и щедрой души, все, чему научился сам, передавал молодым талантам. В селе Ак-Туруг, в 1962 году он организовал кружки прикладного искусства и юных камнерезов в Туве. Монгуш Черзи нигде не учился, учебные заведения не заканчивал. Все, что необходимо знать резчику, он получил от отца, мастеров своего дела.
Самобытное творческое наследие первого тувинского мастера-камнереза сегодня составляет неотъемлемую часть культурной сокровищницы народов Тувы.
Нан-Хоо Я.А. и Шойдук Л.Ш., научные сотрудники отдела культуры, искусства и религии НМРТ