Женщины-камнерезы Тувы

Женщины-камнерезы Тувы

В тувинской скульптуре малых форм особое место занимает творчество трех женщин-камнерезов: Раисы Ажиевны Аракчаа (1925-1990), Елизавета Байыровны Байынды, Ларисы Матпаковны Норбу. Данные мастера являются членами Союза художников СССР и России, обладателями многочисленных государственных наград.

Национальный музей Тувы начал целенаправленно собирать коллекцию работ трех камнерезов с конца 1980-х гг.

Анализ произведений вышеперечисленных авторов позволяет сделать вывод о том, что они все прекрасно освоили разработанную в традиционной скульптуре малых форм иконографию изображения основных домашних, диких и мифических животных. При этом, конечно, каждый мастер выработал свой индивидуальный узнаваемый стиль. Однако, в творчестве данных скульпторов можно проследить именно женское, материнское начало. Так, в произведениях первой женщины-камнереза Р.А. Аракчаа, представителя знаменитой династии Е.Б. Байынды, прослеживается стремление к гармоничному композиционному построению скульптуры, также чувствуется камерность, интимность пластической формы и особая нежность.

Елизавета Байынды, продолжательница творческого наследия не только своего знаменитого отца Байыра Сарыговича (1921-1980), но и родоначальника камнерезного искусства Черзи Монгуша Хола-Саловича (1899-1969). Ее работы, как и произведения Раисы Ажиевны, примечательны особой выразительностью. В частности, она привнесла в анималистический жанр мелкой пластики новое понимание передачи движения. В ее работах реалистично передан захватывающий бег скакунов, где всадники органично слились с туловищами лошадей. Также до мельчайших подробностей вырезаны складки одежды, ленты головного убора, развевающиеся на ветру (рис. 1).
Особое место в творчестве данных авторов занимает тема материнства и семейного быта. В свои работы они привнесли материнскую теплоту и заботу. Отдельно стоит отметить про произведения каждого автора на эту тему. У Р.А. Аракчаа есть работа под названием «Косуля с детенышем», где представлена двухфигурная композиция матери с детенышем (рис. 2).

Поэтической трактовкой наполнены скульптуры Елизаветы Байынды. Композиция «Уроки прекрасного (Посвящаю своему отцу)» представляет страницу из счастливого детства мастера (рис. 3). Работа отличается особой камерностью и душевностью. Дедушка-камнерез показывает внукам свое произведение. Старый мастер сидит в окружении веселой ребятни и в руках держит скульптуру дракона. Восхищенные дети окружили деда.

У Ларисы Норбу есть целый цикл работ, посвященных теме материнства. Высокой художественной оценки достойны две скульптурные композиции из этой серии. В частности, работы «Мать» и «Материнство» (рис. 4). Данные работы выделяются схематичностью передачи деталей одежды, прически и пространственных обозначений. Основной акцент мастером делается на представлении целостного образа тувинской матери.

Также Лариса Матпаковна знаменита скульптурными портретными образами, в которых она стремится отразить портретное сходство. Она тщательно занимается моделировкой лиц, характерных черт персонажей, проникая в его внутренний мир. Особо стоит отметить работы «Бюст Конгар-оола Борисовича Ондара» (рис. 5), «Максим Монгужукович Мунзук в роли Донгур-оола» (рис. 6). В своих произведениях она сохраняет традиционные приемы камнерезного искусства тувинцев, при этом выработав свой узнаваемый творческий почерк.

Айжы Ж.Э., ст.н. с. отдела культуры, искусства и религии НМ РТ