Художественная культура Республики Тыва понесла невосполнимую тяжелую утрату, на 91 году жизни ночью 19 июля скончался выдающийся народный мастер, камнерез Саая Когел Мижитеевич. Он был скромным человеком, буддистом по натуре, целеустремленным тружеником и большим оптимистом.
Саая многое сделал для развития малой пластики Тувы. В тувинской скульптуре малых форм отчётливо выделяются два основных стилистических направления: реалистическое и декоративно-орнаментальное. Когел Саая творил на стыке этих направлений, придавая скульптурным изображениям животных реалистические черты, грациозное движение, украшая их изящным линейным орнаментом.
Родился он 10 июля 1931 года в сумоне Аксы-Барлык Барун-Хемчикского кожууна в семье арата скотовода. С детских лет стал вырезать, наблюдая за старшими мастерами, фигурки животных, диких зверей из коры и мягкого дерева. Молодой Саая работал кузнецом-слесарем, шофёром, чабаном совхоза «Тээли» в Бай-Тайге, затем переехал в Кызыл-Даг. Он многому научился у знаменитого мастера Хертека Коштайовича Тойбухаа, который увидел ростки талантливого дарования в способном ученике, осваивающем азы трудоёмкой резьбы по агальматолиту. Советы и наставления Х.К. Тойбухаа сыграли большую роль в совершенствовании мастерства начинающего камнереза.
Первые анималистические скульптуры К.М. Саая представляли в основном фигуры козлов, сарлыков, лошадей, быков, верблюдов, всадников в традиционных статичных позах, еще без богатой декоративной орнаментики. Его произведения стали известными в Тувинской автономной области, а с 1959 года Когел Саая стал постоянно участвовать в местных, зональных, всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставках. Пластическое искусство К.М. Сааяможно разделить на определенные темы и сюжеты. Первые период творчества насыщен созданием анималистических фигурок, изображающих животный мир Тувы: вот, плавно изогнулась «Рысь», озирается по сторонам осторожный «Горностай», стучит копытами разгневанный «Бык», в различных движениях и позах запечатлены сарлыки, лошади, верблюды, архары и другие звери. Большинству из них мастер, соблюдая анатомию и пропорции, чуть удлиняет некоторые части тела (шею, ноги, хвост, рога), при этом богато и тонко декорируя линейным орнаментом; в результате скульптура получает сказочное звучание.
Интересны сюжеты на охотничью тему, среди которых выделяются небольшие композиции: «Охотник на медведя», «Охотник на тарбагана», «Охотник с ружьём» и другие, показывающие наблюдательность и большой опыт добытчика дикого зверя.
С группой народных мастеров и мастериц в 1975 году он создает полностью тувинскую юрту с мебелью и другими атрибутами кочевой жизни тувинцев-аратов. Эта юрта до сих пор украшает один из залов Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва.
В 1980-е годы Когел Мижитеевич вырезает из чонар-даша замечательную этнографическую серию скульптурных композиций, поражающую жизненным реализмом, художественной трактовкой бытового уклада недавнего прошлого тувинцев. Камнерезные группы «Вспашка на верблюде», «Выделка кожи», «Перекочёвка», «Борьба хуреш» входят в сокровищницу мелкой пластики народного искусства Республики Тыва. Также значительны его многофигурные композиции «Звенящая нежность», «Танец с барабанами», «Тувинские музыканты», декоративная ваза «Центр Азии», в которых отличительной манерой творческого почерка Когела Саая является мягкая моделировка, богатое декорирование, четкая продуманность и завершённость скульптурного произведения.
Лучшие камнерезные произведения К.М. Саая экспонировались на крупнейших художественных смотрах – таких, как «Советская Россия», «По родной стране», «Анималисты России», «Скульптура малых форм», «Художники автономных республик, областей, округов РСФСР», «Народное искусство СССР», в других странах – Монголии, Чехословакии, Румынии, Японии, Канаде, США.
За большой вклад в развитие тувинского и российского изобразительного искусства Когелу Мижитеевичу Саая присвоено звание «Заслуженный художник Тувинской АССР» (1991), высокое звание «Лауреат Государственной премии Российской Федерации» (1992). В 2016 году К.М. Саая было присвоено звание «Народный художник Республики Тыва»
Талантливый мастер, в совершенстве владея искусством резьбы по агальматолиту, с полной отдачей и большим воодушевлением обучил молодых камнерезов. Его ученики – Хулер-оол Саая (сын), Владимир Салчак, Киров Хунан, Валерий Ооржак, Сергей Кочаа стали известными художниками-прикладниками, членами Союза художников России, заслуженными художниками РТ и РФ. Каждый из них выработал свой неповторимый индивидуальный творческий почерк.
Большую лепту в монументально-декоративное искусство внёс К.М. Саая, создавая совместно с другими камнерезами ряд декоративных анималистических фигур для детских площадок Кызыла, курорта Уш-Бельдир, сёл Кызыл-Даг, Тээли, декоративно-скульптурного фонтана на площади Арата в нашей столице. Он организовал строительство и оформление небольшого буддийского храма (хурээ) в Кызыл-Даге, отреставрировал для тувинского краеведческого музея несколько буддийских божеств (бодхисатв). Кроме того, Когел Саая, ощущая потребность в развитии древних народных промыслов, изучая их технологии, заново возродил и обучил своих учеников забытым видам тувинского искусства (тиснения по кожи, художественная обработка металла, резьба и роспись по дереву), которые стали распространяться по многим кожуунам нашей республики.
Когел Мижитеевич Саая в последние годы активно участвовал в работе буддийской общины в Кызыл-Даге, пользовался среди коллег-камнерезов и художников неоспоримым уважением и авторитетом, помогал в становлении творчески одарённой молодёжи, для которой прекрасным примером художественной деятельности было яркое творчество Когела Саая.
Память о нем навсегда останется в сердцах наших научных сотрудников Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва.