14 июля 2021 г. научное сообщество России простилось с выдающимся археологом, доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником отдела бронзового века Института археологии РАН Марианной Арташировной Дэвлет. Ее сердце остановилось 10 июля 2021 г.
Марианна Арташ
ировна родилась 13 июня 1933г. в г. Ветлуга Нижегородской области. В 1957 г. окончила исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Трудовую деятельность М.А. Дэвлет начала младшим научным сотрудником в Научно-исследовательском институте музееведения. В 1962-1966 гг. училась в аспирантуре Института археологии АН СССР. С 1966 г. до конца жизни работала в отделе бронзового века Института археологии АН СССР, позже РАН, младшим, затем старшим и ведущим научным сотрудником.
М.А. Дэвлет – исследователь древнего наскального искусства, труды которой способствовали формированию и развитию самостоятельного раздела археологии, связанного с изучением петроглифов.
Уже со студенческих лет она увлеклась изучением археологических памятников бассейна Енисея. Под руководством знаменитого археолога, члена-корреспондента Академии наук СССР С.В. Киселёва принимала участие в раскопках Большого Салбыкского кургана в Хакасии в 1954-1956 гг., в экспедициях в Забайкалье. В 1962 г. после смерти С.В. Киселева, ее научным руководителем становится Н.Я.Мерперт, под руководством которого в 1966 г. успешно защищает кандидатскую диссертацию по теме «Племена бассейна среднего Енисея в раннем железном веке». В 1983 г. М.А.Дэвлет защитила докторскую диссертацию «Петроглифы Енисея». Автором была разработана хронологическая шкала от эпохи неолита до этнографической современности, на основе которой проведён анализ огромного количества петроглифов. В научный оборот введены многочисленные новые материалы, проведена реконструкция идеологических представлений населения данного региона с самой глубокой древности.
Впервые её внимание к петроглифам привлёк С.В. Киселёв. Это были рисунки на камнях тагарских курганов Салбыкской степи. А истинное увлечение петроглифами началось после предложения Б.А.Рыбакова, директора Института археологии АН СССР, написать книгу о Большой Боярской писанице после посещения выставки по наскальному искусству Хакасии. Ареал петроглифов, попавших в поле зрения М.А.Дэвлет, весьма обширен: от Сулекской писаницы на севере до петроглифов Центральной и Южной Тувы на юге, от писаницы Малые Арбаты на западе до Шалаболинской на востоке. Однако основные многолетние работы проводили
сь в Саянском каньоне Енисея на памятниках, подлежащих затоплению в ходе строительства Саяно-Шушенской ГЭС и сохраненных для науки благодаря ее трудам. Десятки местонахождений были открыты и исследованы при её непосредственном участии.
М.А.Дэвлет внесла значительный вклад в изучение истории Тувы. С 1967г. М.А.Дэвлет начинает систематические исследования в Туве в составе Первого, головного отряда Саяно-Тувинской археологической экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР под руководством А.Д. Грача. В задачу экспедиции входило всестороннее изучение памятников древних культур, находящихся в зоне будущего водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС в центральной Туве и Саянской трубе. Организация специального отряда для изучения петроглифов не предусматривалась, однако А. Д. Грач одобрил желание Марианны Арташировны в свободное от работы на курганах время заняться исследованием наскальных изображений Куйлуг-Хема, расположенных значительно выше зоны затопления. В 1973 г. в Саяно-Тувинской экспедиции был сформирован отряд по изучению петроглифов под её руководством, который вел систематические работы по исследованию петроглифов Верхнего и Среднего течения реки Енисей. В 1969-1975 гг. М.А. Дэвлет возглавляла раскопки в Тодже, горно-таёжном районе на северо-востоке Тувы. За 7 полевых сезонов были выявлены памятники финального неолита-ранней бронзы, скифского времени, гуннские и тюркские, а также производились обследование и фиксация наскальных рисунков в Саянском каньоне Енисея в зоне затопления. Уже с 1976 г. М.А.Дэвлет полностью переключилась с раскопок в Тодже на выявление и фиксацию петроглифов в Саянском каньоне, продолжая экспедиционные исследования в верховьях Енисея по 1990-е гг. Наиболее сложным и проблемным в наскальном искусстве является хронологическое определение отдельных изображений и целых комплексов. Касаясь почти во всех работах этой сложнейшей проблемы, М.А.Дэвлет дала свою оценку каждому из применяемых методов: технике нанесения рисунков, методу аналогий, изучения интенсивности пустынного загара, роста лишайников и перекрыванию изображений, подвергнув крити
ке лишь машинный анализ изображений.
Она в числе первых начала обращать внимание на связь наскальных рисунков с природным окружением, местами исторических событий, водными и сухопутными путями; на композиционное построение изображений с выделением центра на больших скоплениях наскальных изображений в природно-исторических святилищах. Особое освещение в её работах получила проблема связи наскальных изображений с шаманством, шаманской атрибутикой и мифологией. Исследование изображений масок на скалах Мугур-Саргола с привлечением данных с других территорий Сибири, Центральной Азии, Пакистана, привели к важному общеисторическому выводу о том, что маски, маскоиды были важным элементом культовых действий, характерных для эпохи бронзы. Марианна Арташировна фактически впервые соединила разрозненные антропоморфные изображения, известные на Енисее, Ангаре, Средней Лене, в Забайкалье, на Томи и показала, что изображения антропоморфных существ в молитвенных позах с воздетыми к небу руками датируются по большей части периодом бронзы и связаны с ритуальным жестом обращения с мольбой к небу, широко известным в изображениях на скалах и в искусстве других эпох. Исследуя шаманизм на материале наскального искусства эпохи бронзы, она доказывает его глубокую древность, раскрывает его сущность как мировоззренческой системы, образа жизни обществ в археологические эпохи. По её мнению, в наскальных композициях отражены древние мифологические сюжеты, а изобразительное творчество древних есть «материализованное» в рисунке и скульптуре религиозно-мифологическое мировоззрение древнего человека. Это направление М. А. Дэвлет успешно развивала в соавторстве с дочерью, Е. Г. Дэвлет. Изучение наскальных изображений Центральной и отчасти Северной Азии позволило М. А. Дэвлет подойти к рассмотрению и таких сложных проблем, как генезис ламаизма и подоснова зороастризма. Демонические маски, изображённые на скалах, рассматриваются как древние прототипы масок докшитов – действующих лиц мистерий. Сопоставления верхнеенисейских изображений с петроглифами верховьев р. Инд позволили выявить ту территорию, где могли иметь место контакты древнего населения, использовавшего в культовых целях маски и рогатые головные уборы, с буддийским миром. Был сделан вывод, что в результате этих контактов первобытная мистерия была ассимилирована северным буддизмом-ламаизмом и оформлена в храмовый праздник цам. Древние графические символы, обозначавшие небесные светила, наряду с храмами солнца под открытым небом, по мнени
ю исследовательницы, свидетельствуют о существовании разработанной системы солярных культов у древнего населения пояса азиатских степей и предгорий.
Немало исследований чисто археологических, и музееведческих, и историографических. Она открыла многие неизвестные и порой трагические страницы жизни учёных, прокладывавших путь к изучению наскального искусства – Д.А. Клеменца, И.Т. Савенкова и А.В. Адрианова.
М.А. Дэвлет – автор более 280 научных публикаций, в том числе монографий «Большая Боярская писаница» (1976), «Петроглифы Улуг-Хема» (М., 1976), «Петроглифы Мугур-Саргола» (М., 1980), «Петроглифы на кочевой тропе» (М., 1982), «Листы каменной книги» (Кызыл, 1990), «Петроглифы Енисея. История изучения XVIII – начало ХХ вв.» (М., 1996), «Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага)» (М., 1998), «Каменный «компас» в Саянском каньоне Енисея» (М., 2004), «Александр Васильевич Адрианов (к 150-летию со дня рождения)» (Кемерово, 2004), «Мозага-Комужап – памятник наскального искусства в зоне затопления Саянской ГЭС» (М., 2009), в соавторстве с Е.Г. Дэвлет «Духовная культура древних народов Северной и Центральной Азии. Мир петроглифов» (Нью-Йорк, 2001), «Мифы в камне. Мир наскального искусства России» (М., 2005) и «Сокровища наскального искусства Северной и Центральной Азии» (М., 2011).
М.А. Дэвлет вела активную общественную работу, была членом-корреспондентом Международного комитета по наскальному искусству при ИКОМОС (Международный Совет по вопросам памятников и доисторических мест при ЮНЕСКО). В 1990 г. она инициировала и организовала первую в стране Всесоюзную конференцию по наскальному искусству. В 2012 г. Марианна Арташировна и ее дочь – Екатерина Георгиевна Дэвлет – стали лауреатами премии им.Е.Забелина за монографию «Мифы в камне: Мир наскального искусства России» (2005 г.).
О Туве Марианна Арташировна говорила, что «попадая в этот край, сразу ощущаешь магию этих мест, этот чудный воздух, наполненный живыми запахами». Она была очень гостеприимна, поэтому часто ее квартира в Москве превращалась в постоянное тувинское представительство, было очень много гостей из Тувы. Марианну Арташировну и коллег из Национального музея РТ всегда связывали теплые отношения. В фондах музея хранятся археологические находки из раскопанных ею курганов Тоджинской экспедиции ИА АН СССР 1970-1973гг. Это бронзовые ножи, наконечники стрел, обоймы и зеркало, датируемые раннескифским временем (первая половина I тыс. до н.э.); эстампажи, фотографии петроглифов Мугур-Саргола и других мест, где она проводила свои исследования. В 2008 г. была удостоена почетного звания «Заслуженный деятель науки Республики Тыва». До конца своих дней она сохранила свою любовь к Туве и держала с нею связь. В Национальном музее оформлена небольшая экспозиция, посвящённая памяти Дэвлет Марианны Арташировны.

Литература:
- Даргын-оол Ч. У меня есть долг перед древними людьми Тувы. // «Центр Азии» № 37. 12-18 сентября 2003.
- Дэвлет М.А. Из истории изучения петроглифов в Туве // Миропонимание древних и традиционных обществ Евразии. Памяти В. Н. Чернецова. Сб. статей. – М., 2006, с. 198-211.
- Дэвлет Е. Г., Дэвлет М.А. Мифы в камне: Мир наскального искусства России. – М.: «Алетейа», 2005, 472 с.: илл. + 96 с. цв. вклейки.
- Дэвлет М.А. Петроглифы Мугур-Саргола. – М., 1980. 271 с.
- Дэвлет М.А. Раскопки стоянок с каменным инвентарем в Тодже (Восточные Саяны) // Проблемы археологии Урала и Сибири. – М., 1973, с. 74-84.
- Дэвлет М.А. Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага). М., 1998.
- Мартынов А.И. Ученый и его вклад в наук (к юбилею М.А. Дэвлет) // Тропою тысячелетий: К юбилею М. А. Дэвлет. Кемерово, 2008. С. 24-27.
- Советова О. С., Китова Л. Ю. Марианна Арташировна Дэвлет – исследователь археологии Центральной Азии // Тропою тысячелетий: К юбилею М. А. Дэвлет. Кемерово, 2008. С. 17-23.
М.М. Мандан-Хорлу, зав. отделом учета и хранения фондов НМРТ,
К.М. Монгуш, методист филиала НМРТ «Алдын-Дошка»