14 июля 2021 г. научное сообщество России простилось с выдающимся археологом, доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником отдела бронзового века Института археологии РАН Марианной Арташировной Дэвлет. Ее сердце остановилось 10 июля 2021 г.
Марианна Арташировна родилась 13 июня 1933г. в г. Ветлуга Нижегородской области. В 1957 г. окончила исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Трудовую деятельность М.А. Дэвлет начала младшим научным сотрудником в Научно-исследовательском институте музееведения. В 1962-1966 гг. училась в аспирантуре Института археологии АН СССР. С 1966 г. до конца жизни работала в отделе бронзового века Института археологии АН СССР, позже РАН, младшим, затем старшим и ведущим научным сотрудником.
М.А. Дэвлет – исследователь древнего наскального искусства, труды которой способствовали формированию и развитию самостоятельного раздела археологии, связанного с изучением петроглифов.
Уже со студенческих лет она увлеклась изучением археологических памятников бассейна Енисея. Под руководством знаменитого археолога, члена-корреспондента Академии наук СССР С.В. Киселёва принимала участие в раскопках Большого Салбыкского кургана в Хакасии в 1954-1956 гг., в экспедициях в Забайкалье. В 1962 г. после смерти С.В. Киселева, ее научным руководителем становится Н.Я.Мерперт, под руководством которого в 1966 г. успешно защищает кандидатскую диссертацию по теме «Племена бассейна среднего Енисея в раннем железном веке». В 1983 г. М.А.Дэвлет защитила докторскую диссертацию «Петроглифы Енисея». Автором была разработана хронологическая шкала от эпохи неолита до этнографической современности, на основе которой проведён анализ огромного количества петроглифов. В научный оборот введены многочисленные новые материалы, проведена реконструкция идеологических представлений населения данного региона с самой глубокой древности.
Впервые её внимание к петроглифам привлёк С.В. Киселёв. Это были рисунки на камнях тагарских курганов Салбыкской степи. А истинное увлечение петроглифами началось после предложения Б.А.Рыбакова, директора Института археологии АН СССР, написать книгу о Большой Боярской писанице после посещения выставки по наскальному искусству Хакасии. Ареал петроглифов, попавших в поле зрения М.А.Дэвлет, весьма обширен: от Сулекской писаницы на севере до петроглифов Центральной и Южной Тувы на юге, от писаницы Малые Арбаты на западе до Шалаболинской на востоке. Однако основные многолетние работы проводились в Саянском каньоне Енисея на памятниках, подлежащих затоплению в ходе строительства Саяно-Шушенской ГЭС и сохраненных для науки благодаря ее трудам. Десятки местонахождений были открыты и исследованы при её непосредственном участии.
М.А.Дэвлет внесла значительный вклад в изучение истории Тувы. С 1967г. М.А.Дэвлет начинает систематические исследования в Туве в составе Первого, головного отряда Саяно-Тувинской археологической экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР под руководством А.Д. Грача. В задачу экспедиции входило всестороннее изучение памятников древних культур, находящихся в зоне будущего водохранилища Саяно-Шушенской ГЭС в центральной Туве и Саянской трубе. Организация специального отряда для изучения петроглифов не предусматривалась, однако А. Д. Грач одобрил желание Марианны Арташировны в свободное от работы на курганах время заняться исследованием наскальных изображений Куйлуг-Хема, расположенных значительно выше зоны затопления. В 1973 г. в Саяно-Тувинской экспедиции был сформирован отряд по изучению петроглифов под её руководством, который вел систематические работы по исследованию петроглифов Верхнего и Среднего течения реки Енисей. В 1969-1975 гг. М.А. Дэвлет возглавляла раскопки в Тодже, горно-таёжном районе на северо-востоке Тувы. За 7 полевых сезонов были выявлены памятники финального неолита-ранней бронзы, скифского времени, гуннские и тюркские, а также производились обследование и фиксация наскальных рисунков в Саянском каньоне Енисея в зоне затопления. Уже с 1976 г. М.А.Дэвлет полностью переключилась с раскопок в Тодже на выявление и фиксацию петроглифов в Саянском каньоне, продолжая экспедиционные исследования в верховьях Енисея по 1990-е гг. Наиболее сложным и проблемным в наскальном искусстве является хронологическое определение отдельных изображений и целых комплексов. Касаясь почти во всех работах этой сложнейшей проблемы, М.А.Дэвлет дала свою оценку каждому из применяемых методов: технике нанесения рисунков, методу аналогий, изучения интенсивности пустынного загара, роста лишайников и перекрыванию изображений, подвергнув критике лишь машинный анализ изображений.
Она в числе первых начала обращать внимание на связь наскальных рисунков с природным окружением, местами исторических событий, водными и сухопутными путями; на композиционное построение изображений с выделением центра на больших скоплениях наскальных изображений в природно-исторических святилищах. Особое освещение в её работах получила проблема связи наскальных изображений с шаманством, шаманской атрибутикой и мифологией. Исследование изображений масок на скалах Мугур-Саргола с привлечением данных с других территорий Сибири, Центральной Азии, Пакистана, привели к важному общеисторическому выводу о том, что маски, маскоиды были важным элементом культовых действий, характерных для эпохи бронзы. Марианна Арташировна фактически впервые соединила разрозненные антропоморфные изображения, известные на Енисее, Ангаре, Средней Лене, в Забайкалье, на Томи и показала, что изображения антропоморфных существ в молитвенных позах с воздетыми к небу руками датируются по большей части периодом бронзы и связаны с ритуальным жестом обращения с мольбой к небу, широко известным в изображениях на скалах и в искусстве других эпох. Исследуя шаманизм на материале наскального искусства эпохи бронзы, она доказывает его глубокую древность, раскрывает его сущность как мировоззренческой системы, образа жизни обществ в археологические эпохи. По её мнению, в наскальных композициях отражены древние мифологические сюжеты, а изобразительное творчество древних есть «материализованное» в рисунке и скульптуре религиозно-мифологическое мировоззрение древнего человека. Это направление М. А. Дэвлет успешно развивала в соавторстве с дочерью, Е. Г. Дэвлет. Изучение наскальных изображений Центральной и отчасти Северной Азии позволило М. А. Дэвлет подойти к рассмотрению и таких сложных проблем, как генезис ламаизма и подоснова зороастризма. Демонические маски, изображённые на скалах, рассматриваются как древние прототипы масок докшитов – действующих лиц мистерий. Сопоставления верхнеенисейских изображений с петроглифами верховьев р. Инд позволили выявить ту территорию, где могли иметь место контакты древнего населения, использовавшего в культовых целях маски и рогатые головные уборы, с буддийским миром. Был сделан вывод, что в результате этих контактов первобытная мистерия была ассимилирована северным буддизмом-ламаизмом и оформлена в храмовый праздник цам. Древние графические символы, обозначавшие небесные светила, наряду с храмами солнца под открытым небом, по мнению исследовательницы, свидетельствуют о существовании разработанной системы солярных культов у древнего населения пояса азиатских степей и предгорий.
Немало исследований чисто археологических, и музееведческих, и историографических. Она открыла многие неизвестные и порой трагические страницы жизни учёных, прокладывавших путь к изучению наскального искусства – Д.А. Клеменца, И.Т. Савенкова и А.В. Адрианова.
М.А. Дэвлет – автор более 280 научных публикаций, в том числе монографий «Большая Боярская писаница» (1976), «Петроглифы Улуг-Хема» (М., 1976), «Петроглифы Мугур-Саргола» (М., 1980), «Петроглифы на кочевой тропе» (М., 1982), «Листы каменной книги» (Кызыл, 1990), «Петроглифы Енисея. История изучения XVIII – начало ХХ вв.» (М., 1996), «Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага)» (М., 1998), «Каменный «компас» в Саянском каньоне Енисея» (М., 2004), «Александр Васильевич Адрианов (к 150-летию со дня рождения)» (Кемерово, 2004), «Мозага-Комужап – памятник наскального искусства в зоне затопления Саянской ГЭС» (М., 2009), в соавторстве с Е.Г. Дэвлет «Духовная культура древних народов Северной и Центральной Азии. Мир петроглифов» (Нью-Йорк, 2001), «Мифы в камне. Мир наскального искусства России» (М., 2005) и «Сокровища наскального искусства Северной и Центральной Азии» (М., 2011).
М.А. Дэвлет вела активную общественную работу, была членом-корреспондентом Международного комитета по наскальному искусству при ИКОМОС (Международный Совет по вопросам памятников и доисторических мест при ЮНЕСКО). В 1990 г. она инициировала и организовала первую в стране Всесоюзную конференцию по наскальному искусству. В 2012 г. Марианна Арташировна и ее дочь – Екатерина Георгиевна Дэвлет – стали лауреатами премии им.Е.Забелина за монографию «Мифы в камне: Мир наскального искусства России» (2005 г.).
О Туве Марианна Арташировна говорила, что «попадая в этот край, сразу ощущаешь магию этих мест, этот чудный воздух, наполненный живыми запахами». Она была очень гостеприимна, поэтому часто ее квартира в Москве превращалась в постоянное тувинское представительство, было очень много гостей из Тувы. Марианну Арташировну и коллег из Национального музея РТ всегда связывали теплые отношения. В фондах музея хранятся археологические находки из раскопанных ею курганов Тоджинской экспедиции ИА АН СССР 1970-1973гг. Это бронзовые ножи, наконечники стрел, обоймы и зеркало, датируемые раннескифским временем (первая половина I тыс. до н.э.); эстампажи, фотографии петроглифов Мугур-Саргола и других мест, где она проводила свои исследования. В 2008 г. была удостоена почетного звания «Заслуженный деятель науки Республики Тыва». До конца своих дней она сохранила свою любовь к Туве и держала с нею связь. В Национальном музее оформлена небольшая экспозиция, посвящённая памяти Дэвлет Марианны Арташировны.
Литература:
- Даргын-оол Ч. У меня есть долг перед древними людьми Тувы. // «Центр Азии» № 37. 12-18 сентября 2003.
- Дэвлет М.А. Из истории изучения петроглифов в Туве // Миропонимание древних и традиционных обществ Евразии. Памяти В. Н. Чернецова. Сб. статей. – М., 2006, с. 198-211.
- Дэвлет Е. Г., Дэвлет М.А. Мифы в камне: Мир наскального искусства России. – М.: «Алетейа», 2005, 472 с.: илл. + 96 с. цв. вклейки.
- Дэвлет М.А. Петроглифы Мугур-Саргола. – М., 1980. 271 с.
- Дэвлет М.А. Раскопки стоянок с каменным инвентарем в Тодже (Восточные Саяны) // Проблемы археологии Урала и Сибири. – М., 1973, с. 74-84.
- Дэвлет М.А. Петроглифы на дне Саянского моря (гора Алды-Мозага). М., 1998.
- Мартынов А.И. Ученый и его вклад в наук (к юбилею М.А. Дэвлет) // Тропою тысячелетий: К юбилею М. А. Дэвлет. Кемерово, 2008. С. 24-27.
- Советова О. С., Китова Л. Ю. Марианна Арташировна Дэвлет – исследователь археологии Центральной Азии // Тропою тысячелетий: К юбилею М. А. Дэвлет. Кемерово, 2008. С. 17-23.
М.М. Мандан-Хорлу, зав. отделом учета и хранения фондов НМРТ,
К.М. Монгуш, методист филиала НМРТ «Алдын-Дошка»