Животный мир Нади Рушевой

Животный мир Нади Рушевой

Имя Нади Рушевой давно известно миллионам любителей искусства в России и за ее пределами. В Туве юную художницу считают своей землячкой, так как Надя была единственной дочерью известного в СССР художника — Николая Константиновича Рушева и одной из первых профессиональных балерин Тувы — Натальи Дойдаловны Ажикмаа-Рушевой.
Как всякий ребенок, Надя любила животных. В ее творчестве есть целый цикл рисунков «Животный мир». Она любила животных по-особенному – « …как братьев наших меньших …» и всю жизнь обращалась к ним в своих рисунках, в них мы видим и реальных, и мифических животных [1].
В фондах «Живопись и графика» Национального музея им. Алдан-Маадыр хранятся 280 рисунков из цикла «Животные». Их можно условно разделить на подтемы: о благородных оленях, лошадях, подводный мир, животные Африки, породы собак, сказочные животные, насекомые, шаржи.
Главное, что выделяет Надя в этих рисунках – врожденную красоту, присущую животному миру: подчеркнуто стройные «ножки» лошадей и северных таежных оленей, грациозность изгиба шеи жирафа и кошачьего тела, легкость движений журавлей, живописный рисунок шерсти Багиры.
В рисунке «Антилопы и мартышка» мы видим мирное пастбище, а в работах «Олененок-шалун», «Девочка и звери», «Девочка чукча с собакой» из серии «Народы мира» показана трогательная дружба животных с человеком. Тема борьбы за существование нашла отражение в рисунке «Акулы», где показана гигантская белая акула с детенышем, нападающих на мелкие рыбешки. Свирепость акулы отражена грубо зазубренными зубами, изображенными в разинутой пасти. Все это выполнено разнообразно, ясно и вдохновенно, с раскрытием всех особенностей, повадок и характеров зверей.
Основатель советской школы анималистов академик В.А. Ватагин радовался, что и здесь Надя Рушева была зорка и безошибочна, и никогда не подражала ни ему, ни другим мастерам. Со скульптором-анималистом В.А. Ватагиным Надя познакомилась в 1963 году, ее особо интересовали иллюстрации художника к книге Р.Киплинга «Маугли», его картины из жизни животных в Зоологическом музее МГУ и его скульптурные украшения в Московском зоопарке, где она так часто бывала. Трогательной дружбе двух художников, продолжавшейся до последних дней Надиной жизни, не мешала огромная разница в возрасте почти в семьдесят лет. «Я имею счастливую и ответственную возможность, — писал Василий Алексеевич, — наблюдать за развитием необыкновенных способностей Нади Рушевой. Я вижу, что как художник она растет не по дням, а по часам. Ее рисунки далеко выходят за пределы «детского творчества», но и среди взрослых художников едва ли многие могут поспорить с легкостью ее техники, чувством композиции, с остротой ее образов, с ее творческим восприятием мира». Именно Ватагин посоветовал не отдавать девочку в художественную школу, а предоставить ей возможность рисовать исключительно по воображению [1]. Надя училась в обычной московской школе, а рисованием занималась у педагога Людмилы Александровны Магницкой во дворце пионеров на Ленинских горах и дома, Магницкая предоставляла ей полную свободу, давая лишь организующие задания, которые помогли Наде развивать ее великолепную фантазию.
Надя Рушева в своих рисунках часто показывала нелегкую жизнь животных, особенно оленей: вечную борьбу за существование, борьбу за лучшие пастбища, терзание сильными животными более слабых и т.д.
На рисунке «Бой оленя с волками» фломастером и пастелью изображен могучий пятнистый олень, который защищает раненного товарища от стаи голодных волков. Одного хищника он уже задавил передними ногами, второй, оскалив зубы и оглядываясь назад, убегает от стремительного, беспощадного противника. Силу, красоту, ярость оленя передают его движения, ноги, почти не касающиеся земли, рога благородного оленя ветвистые, шея могучая, он изображен яркими красками. По сравнению с ним его противники кажутся маленькими и серыми.
В фантазийных рисунках о животных Надя очень часто «шутит», перенося на них многие черты поведения людей. В рисунке «Танец лошадей» изображены две сказочные лошадки, одетые в украинские национальные костюмы, танцующие на сцене украинскую польку. В другом рисунке «Конь и черепаха» тушью и пером изображена шутливая сценка. Конь, увидев черепаху, от испуга встал на задние ноги и ржет. На третьем рисунке изображена фантазийная трехфигурная композиция – крокодильчик, котенок и маленькая зебра, которые в реальной жизни не могут жить вместе в одном месте.
В рисунках серии «Сказки собственного сочинения» изображены сказочные насекомые. Они трудятся, торопятся, ходят на работу, совсем как люди. Насекомые со своими чадами гуляют на свежем воздухе, обсуждают что-то между собой и т.д.
Есть в коллекции работ Нади и такая забавная картина, где насекомые: бабочка, гусеница, жук, муравей, божья коровка, стрекоза, пчела на лесной поляне стоят в очереди к парикмахеру – сверчку, который открыл парикмахерскую, очень похожую на настоящую – с зеркалами, инструментами.
А какое смешное, необыкновенное животное изображено в рисунке «Фантастические животные в музее»: у одного голова козлиная, даже с бородой, туловище от жирафа, длинные ноги, как у антилопы. Рядом с этим животным тоже стоит кто-то необыкновенный с головой в виде черепа, туловищем и косолапостью медведя.
На другом Надином рисунке «Модница с собачкой» изображена модно одетая женщина с собачкой. Внимание этой женщины сосредоточенно только на своей собачке, которая выглядит также модно, как и хозяйка.
В летние каникулы 1964 года Надя отдыхала с родителями в Крыму, неподалеку от судакской Генуэзской крепости. Купаясь у подножия грозной крепости, Надя одевала маску, ласты и любовалась причудливым подводным миром. После этого появилась серия работ с Нептуном, тритонами, наядами, медузами, сиренами, дельфинами, ихтиандрами.
В 1966 году с успехом прошла первая зарубежная выставка Нади в Варшаве. Девочка вернулась домой переполненная впечатлениями от увиденного и новых знакомств. Варшавская серия — драматичные листы о страшном Освенциме. Сирена, рыбохвостая дева — герб польской столицы — вдохновила Надю на создание забавных сценок фантастических сиренок. Но это не свирепые сирены, морские дивы, которые в мифах завлекают своим пением моряков-путешественников в морские пучины, чтобы погубить их, спастись от которых можно только залепив уши воском, чтобы не слышать их пения, как сделал это Одиссей со своим спутниками. У Нади сирены зовутся ласково сиренками, и никого они не губят, напротив, они очень обаятельны, дружелюбны, приветливы.
В серии «Образы в западноевропейской и американской литература» юная художница акварелью изобразила сказочного героя из книги Р.Киплинга «Маугли» — пантеру Багиру, которая величаво, грациозно, задумчиво, чуть-чуть наклонив голову, идет среди лиан. У Багиры вытянутое, мускулистое, но стройное и гибкое тело на сильных, умеренной длины ногах, оканчивающихся широкими округлыми лапами. Окрас шкуры у нее фиолетовый, с сине-красными круглыми пятнами, а на зеленых лианах видны желтые и розовые круглые цветы.
Искусство юной художницы Нади Рушевой не забыто. Десятки выставок в нашей стране и за рубежом, более ста книг, тысячи отзывов зрителей — свидетельство огромного интереса к творчеству Нади, ее личности. Надя Рушева жива в тысячах своих рисунков. В каждой поющей линии, в каждом беглом штрихе осталась ее прекрасная юная душа…

Использованная литература:
1. «Последний год Надежды» (Воспоминания о моей дочери), Н.К.Рушев, составитель З.А. Грандберг, издательство «ТЕИС», Москва, 2007 г.
2. «Графики Нади Рушевой»,составитель Н.К.Рушев, автор текста Г.В.Панфилов,
издательство «Изобразительное искусство», 1976 г.
3. «Графика Нади Рушевой», Советский фонд культуры, Москва, 1988 г.
4. «Графика Надежды Рушевой» (сводный каталог), составитель Н.В.Маслова, Москва, 2009 г.
5. «Фантазии Нади Рушевой» (буклет), А.С. Дробыш, 2002 г.


Бурбужеп Д.Д., методист отдела культуры, искусства, религии и краеведения Национального музея Республики Тыва