В фондах музея есть разнообразные образцы тувинской детской национальной обуви.
Такую обувь изготавливали не только мастера-мужчины, но и женщины. Основными инструментами для изготовления служили нож, шило и иглы разного размера, а для шитья использовали сухожильные нити. У тувинцев мужская и женская обувь различалась лишь размером, но не кроем. Кроме того, исходя из практических соображений, шили одинаковую обувь для левой и правой ноги, а при стаптывании обуви с одной стороны, сапоги просто меняли местами.
Бопуктар — детская национальная мягкая обувь, которую шьют из кожи с утепленными чулками. Все основные швы, кроме верхней крайней окантовки и задней пяточной части, прошивают швом ыстыктап даараар (внутренний шов с кожаной прокладкой). Чулки шьют из хлопчатобумажных тканей, украшая тесьмой по верхнему краю. Утепляют проложенной вручную между тканями ватой, простроченной в несколько рядов, по высоте и по стопе чулок.
Бопуктар является первой обувью детей в тувинских семьях. Одевали такую обувь, когда ребенок начинал ползать и ходить в юрте. Обувь шили из войлока, шкур, из камуса оленя, а с появлением ткани местные мастерицы могли заменять мех на стеганные, утепленные вещи из ватника. Есть даже в тувинском фольклоре стишки-уговоры по надеванию обуви для детей:
Теп, теп идиктер, теве саар идиктер,
Хап-хап идиктер, хаван саар идиктер.
Чымчак хөм идик — детская национальная мягкая обувь из кожи со слегка изогнутым вверх носиком. Изготавливают из кожи, внутри утепляют войлоком или чулками. Войлок пришивают к коже нитками вручную. Все швы по коже с внутренней стороны сделаны швом ыстыктап даараар (внутренний шов с кожаной прокладкой). Подкладку также изготавливают из неокрашенной кожи ручной выделки с использованием швов, которые придают красивые светлые полоски на черной коже, подчёркивая силуэт обуви.
Чымчак хом идиктер также относятся к виду детской обуви, которую одевают детям после первой обуви — бопуктар.
Кадыг идик — детская национальная обувь из кожи с изогнутым вверх носиком, которую изготавливают из кожи, внутри утепляют войлоком. Войлок пришивают к коже нитками вручную (хавап даараар), а все швы по коже с внутренней стороны — швом ыстыктап даараар. Прокладка по швам изготавливается, как правило, из кожи одного цвета, а по краю подошвы имеется вторая — отличного цвета, которая подчеркивает необычую форму подошвы обуви с приподнятым носиком. Следующий толстый слой подошвы обшивают вручную тканью, самый нижний слой-это толстая неокрашенная кожа ручной выделки, которая подшивается (улдуруп каан) по краю с нижней стороны.
Такую детскую обувь украшают по краям голенищ цветными окантовками, прошивают вручную стежки на запяточной уплотненной части обуви. Выглядит почти как вышивка из белых ниток, например, по три стежка в 4 ряда и последний, верхний, замыкающий в форме дуги.
Монгуш Ш.Х., методист отдела истории и этнографии НМРТ
Литература:
1. Книга поступления основного фонда №3
2. Ховалыг Р.Б. Тувинская Традиционная одежда. Новосибирск, 2018.
3. С.М. Орус-оол, Р.С. Чакар. Матпаадыр. Кызыл, 1994.