Кокель Южной Сибири: новые данные о материальной культуре после Хунну

Кокель Южной Сибири: новые данные о материальной культуре после Хунну

размещено в: Без рубрики, Новости | 0

Авторы исследования-археологи: Тимур Садыков, Джино Каспари, Егор Блохин, Сандра Лёш, Юлия Капинус и Марко Милелла.

С конца империи Хунну до создания первого Тюркского каганата на территории Южной Сибири появляются самобытные местные материальные культуры. Кокельская культура практически неизвестна в международной англоязычной литературе, хотя археологические памятники, относящиеся к этой материальной культуре, являются одними из наиболее распространенных в Туве (Южная Сибирь). Это делает их важными для понимания аспектов социокультурной динамики после распада первой “степной империи”. Представлены результаты исследования кокельского погребального участка, недавно раскопанного вблизи кургана раннего железного века Туннуг 1, и обсуждение полученных данных в контексте имеющейся советской и российской литературы. Кокельская культура существенно отличается от материальной культуры хунну и должна рассматриваться как в значительной степени самостоятельное культурное образование небольших племенных групп без ярко выраженной социальной иерархии, вовлеченных в частые насильственные локальные конфликты.

Время между 2 веком до н. э. и 5 веком н. э. в Центральной Азии традиционно упоминается в советской археологической литературе как “гунно-сарматский период». Этот обширный период нечеток и состоит из множества локальных культурных явлений. Гунно-сарматский период имеет четкие различия как с предшествующим ранним железным веком, так и с последующими средневековыми материальными культурами, но сравнительно неоднороден внутренне. Поэтому были сделаны подразделения для более правильного решения местных вопросов. Большинство географических регионов Центральной Азии и Южной Сибири были отнесены к единой “культуре” в рамках традиционной истории культуры, которая идентифицируется на основе совокупности материальных остатков. Эти культуры обычно охватывают весь временной диапазон гунно-сарматского периода. Разделение археологических культур на хронологические субъединицы остается основой постсоветской археологии. Однако в некоторых географических районах наблюдаются изменения в составе комплексов материальных остатков, которые заслуживают создания дополнительных культурных подразделений для понимания социально-экономической динамики с более высоким разрешением. Одним из таких районов является горный район к югу от Саян, Республика Тыва.

Первые стоянки кокельской культуры были открыты в 1915-16 гг. А. В. Адриановым и десятилетием позже (1926-1929 гг.) С. А. Теплоуховым, но результаты этих раскопок остались неопубликованными. Только в 1958 году С. И. Вайнштейн и Л. Р. Кызласов предприняли попытку определения и классификации археологических материалов. Эти исследователи независимо друг от друга назвали одну и ту же совокупность материалов сыйн-Чурек культурой (по названию раскопанной стоянки, см. рис. 1) и шурмакской культурой (также по названию стоянки, см. рис. 1). Стилистические сопоставления позволили отнести кокельскую культуру к хронологическим границам гунно-сарматского периода (2 в. до н. э.–5 в. до н. э. век н. э.). Из-за ограниченного объема археологических исследований, проведенных в этом районе, и отсутствия радиоуглеродного датирования этот комплекс материальной культуры заполнил разрыв между ранним железным веком и средневековым периодом и поэтому рассматривался как простирающийся от начала до конца гунно-сарматского периода. Определяющими чертами этих ансамблей были наложение аллохтонных (хуннуйских) культурных элементов на местную постскифскую традицию. Более двух десятилетий спустя Д. Г. Савинов ввел современный термин кокельская культура.

Ссылка на полную статью: https://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/..