Согласно Толковому словарю русского языка слово «игра» означает «занятие, служащее для развлечения, отдыха…» [8]. На самом деле игра – это сложное социальное, психологическое и педагогическое явление, являющееся предметом изучения этнологов, психологов, педагогов и культурологов. По мнению Г.Н. Волкова, «игра — величайшее чудо из чудес, придуманная человеком сообразно природе». В основные факторы народной педагогики, соответственно и народного воспитания, учёный включает и игру [2]. Однако существует и другое мнение. Некоторые исследователи подчёркивают, что игра не является изобретением человека, так как игровое поведение изначально присуще животным. Тем самым, игра как бы была позаимствована у них и была усовершенствована в дальнейшем человеком. Выходит, что «игра старше культуры» [5]. Тем не менее, игра — это основная форма жизненной активности человека. Итак, игра – особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни [9].
Считается, что игра — это отражение реальной действительности и окружающей среды. Природные условия, особенности исторического развития отдельных народов придавали играм национальное своеобразие и делали их оригинальными. Поэтому разные народы имеют специфические, характерные для своей среды игры, отличающиеся от других, хотя в основном и схожие между собой [7]. Тувинские народные игры многочисленны и разнообразны. Они рассматривались в трудах таких учёных, как Г.Н. Курбатский [3], С. И. Вайнштейн [7], Х. Д.-Н. Ооржак [4], К.Б. Салчак [6] и И. У. Самбу [7]. Примечательно то, что игры для детей были, несомненно, одним из средств умственного, нравственного и физического воспитания и психологической подготовки к будущей взрослой жизни кочевника. По своему характеру подвижные игры являлись играми-состязаниями, которые рассчитаны на участие в них несколько человек. Так, посредством игры дети, общаясь между собой, усваивали традиционные нормы и обычаи своего народа. Любимыми играми детей и подростков у тувинцев были согур-аза (слепой чёрт), аскак-кадай (хромая старуха), адыр-бут (ходули), тевек (почекушки), кажык (игра в кости) и др. Эти подвижные игры служили своеобразной школой подготовки подрастающего поколения к жизненно важным двигательным навыкам, приобретению физических качеств, которые необходимы арату-скотоводу и охотнику в их трудовой деятельности.
Безусловно, подвижные игры проводились и проводятся во время празднования Шагаа — нового года по лунному календарю.
Более яркой и впечатляющей игрой является аскак-кадай (хромая старушка), построенной на диалоге. Она идентична хакасской игре аба токпес (медвежий пень). Главные роли в игре исполняют аскак-кадак (старушка), авазы (мать) и дети. Впереди становится «мать», за ней вереницей, держась друг за друга, стоят «дети». «Мать» со «старушкой» встречаются и ведут следующий диалог:
— Что за тобой?
— Это моя тень.
— За тенью что?
— Тень моей тени.
— А за тенью твоей тени что?
— Мои дети.
— Если дети, — говорит старушка, — я их съем.
С этими словами «хромая старушка» выскакивает и кидается, чтобы кого-нибудь поймать из детей. А это время мать их защищает и прячет. Кого старушка поймала, тот из игры выходит.
Надо отметить, что аскак-кадай, как и другие подвижные, раньше проводились в естественных условиях, на свежем воздухе, что благотворно влияло на укрепление здоровья детей и подростков. Теперь их разыгрывают во время проведения Шагаа в учреждениях: детских садах, школах и, конечно, в музее.
Литература:
1. Вайнштейн С.И. Тувинцы-тоджинцы. М., 1961. 217 с.
2. Волков Г. Н. Этнопедагогика. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000. С. 134.
3. Курбатский Г.Н. Тувинские праздники. Историко-этнографический этнографический очерк. Кызыл. 1973. 80 с.
4. Ооржак Х. Д-Н. История развития физической культуры и спорта в Туве до 1945 г. Кызыл.,1994. 1994. 72 с.
5. Романов Ю. И. Культурология. СПб., 2008. С. 147.
6. Салчак К.Б. Преемственность тувинских народных традиций воспитания и современной педагогической культуры тувинцев. Этнопедагогика тувинского народа /сост. Г.Н. Волков, К.Б. Салчак, А.С. Шаллы. Кызыл, 2009. С. 76-88.
7. Самбу И. У. Из истории тувинских игр. Кызыл,1974. С. 4.
8. Толковый словарь русского языка / сост. С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова — 4-е изд., доп. – М., 1999. С. 235.
9. Урунтаева Г. А. Детская психология. М., С. 90.
Фотографии и тест составлен Дыртык-оол М.О., методист отдела истории и этнографии