Камень с барельефными фигурами быков

Камень с барельефными фигурами быков

Уникальный камень с барельефными фигурами быков на плите, найденной на вершине горы Хайыракан в бассейне реки Улаатай Овюрского района.

Эту плоскую каменную плиту, на двух сторонах которой находились изображения быков, обнаружили в 1978 году школьники из пос. Хандагайты во время экскурсии, которой руководила Полина Седиевна Донгак. Согласно легенде, этот камень на вершину горы Хайыракан был перенесен из местности Оваа-Даш в 1920-1930-е годы верующим Монгуш Чыда. Имеет культовое значение. Находка была доставлена в Тувинский республиканской краеведческий музей М.Б. Кенин-Лопсаном.

На одной стороне плиты представлена мощная фигура комолого быка, на другой изображен бык меньших размеров, но увенчанный парой рогов, которые параллельными дугами поднимаются над головой. Техника выполнения изображений на плите необычна по сравнению со способом нанесения на скалу петроглифов, которые обозначались контурной линией или выбивались по всей поверхности, тем самым заглубляясь в скальную плоскость. Фигуры быков на плите объемны, рельефны, этого древний мастер достигал посредством понижения фона путем сплошной выбивки с последующей подшлифовкой, причем на той стороне плиты, на которой выбит бык комолый, фон понижен по всей плоскости, а на той, где находится фигура рогатого, фон понижен только на участках, непосредственно примыкающих к изображению.

Отдельные детали проработаны резными линиями. По всей вероятности, древний мастер на специально для этой цели подготовленном скальном обломке первоначально создал фигуру комолого быка, а затем уже на противоположной стороне этого камня изобразил фигуру быка с рогами. К такому заключению приводит рассмотрение расположения фигур животных на двухсторонней плите. Изображение комолого быка находится если не на равном, то на близком по величине расстоянию от каждого края плиты, которые в совокупности составляют как бы естественную рамку. Очевидно, выбирая и предварительно обрабатывая скальный обломок, древний мастер учитывал естественные пропорции тела комолого быка, который представлен таким образом, что его фигура занимает только часть плоскости, причем наиболее массивная часть туловища животного приходится на наиболее узкий конец плиты.

Комолый бык имеет массивное и тяжелое сложение. Передняя часть туловища мощно развита, на спине в области холки имеется горб. Голова низко посажена и слегка опущена вниз, на затылке находится бугорок округлых очертаний. Рот и ноздри намечены углублениями, круглый глаз выполнен резной линией. Уши животного, шишка на голове выполнены в низком рельефе. Обозначены три подшейные складки или удлиненные волосы на нижней стороне шеи быка. Конечности животного развитые, сильные, с обозначенными суставами. Хвост тонкий, длинный, конец его спускается ниже скакательных суставов, расширение в нижней части обозначает кисть волос на конце хвоста. В области крупа животного поверхность плиты повреждена, часть изображения утрачена.

Бык, представленный на другой стороне плиты, имеет несколько более легкое сложение, по сравнению с комолым, хотя фигура его все же достаточно массивна. Спина слабо повышается в холке, круп почти прямой. Голова крупная, посажена низко, шея короткая, удлиненная морда вытянута вперед. У основания рогов имеется слабый изгиб, затем рога плавно загибаются вверх и немого назад. В совершенно необычном ракурсе изображены уши. Древний мастер, пытаясь показать оба уха быка, сместил их, по сравнению с их естественным положением. Уши находятся как бы с одной стороны шеи животного, одно над другим. Ноги короткие, с детально проработанными копытами. Тонкий длинный хвост заканчивается кистью, обозначенной расширением на конце хвоста. От груди быка наклонно книзу отходит короткая линия. Что она обозначает — определить трудно: то ли это петля из веревки на шее домашнего быка, то ли ботало, то ли украшение священного животного.

Фигуры быков на двух сторонах каменной плиты по общему облику, складу, отдельным особенностям различаются между собой. Возможно, над их изготовлением трудились разные мастера. В то же время нельзя отрицать, что оба изображения быков выполнены единовременно, в единой стилистической манере. Стилистические особенности изображений позволяют датировать их бронзовым веком. Плита уникальна как в отношении техники и совершенства исполнения фигур животных, так и в том, что она двухсторонняя. Изображения быков на этой плите отличают первобытный реализм, сочетающийся с определенной стилизацией.

Список использованной литературы:

  1. Книга поступлений № 8 основного фонда 7277-7712 (06.12.1978-12.12.1980 гг.).
  2. Девлэт Е.Г., Девлэт М.А. Сокровища наскального искусства Северной и Центральной Азии. – М., 2011. С. 259-261.
  3. Девлэт М.А. Листы каменной книги Улуг-Хема. Кызыл, Тувинское книжное издательство, 1990. С. 89-92.
  4. Шойгу С.К. Аракчаа К.Д. Урянхай. Тыва дептер. – М. Слово, 2008. – Т. 7 – С. 349-352.

Сат С.В.,  хранитель 1-ой категории отдела учета и хранения фондов НМРТ