Культурно-просветительная деятельность санитарного музея в Кызыле во второй половине XX века

Культурно-просветительная деятельность санитарного музея в Кызыле во второй половине XX века

В дореволюционной Туве не было специальных учреждений, занимающихся профилактикой различных заболеваний. Лечебной практикой занимались шаманы, которые считались «людьми, способными вылечить больного, так как болезнь человека объяснялась тем, что больного мучил тот или иной дух и его душа временно куда-то ушла. Поэтому нужно было изгнать злого духа либо найти и вернуть душу. После камлания шамана, как правило, больной поправлялся, особенно в случае легкой простуды и прочих заболеваний, когда болезнь проходила по существу благодаря внутренним силам организма» [1, с. 257].

Считалось, что буддийские монастыри являлись единственными очагами просвещения в Туве, так как при них содержались школы для мальчиков, которые обучались таким сложным дисциплинам, как тибетский язык, философия. Вдобавок ученики должны знать основы естественных наук: ботанику, фармакологию, анатомию и медицину [2, с. 243]. Наиболее способные ламы знали тибетскую медицину, особенно лекарственными травами оказывали медицинскую помощь населению.

В начале XX века в Урянхайском крае открываются в русских деревнях школы и больницы, что заметно влияет на культуру тувинского населения. Тувинцы стали часто обращаться за медицинской помощью к русским врачам [3, 636]. В качестве примера Ю.Л. Аранчын обращается к  отчету Туранской больницы за 1915 г.: «Многочисленное население этого района (это территория нынешнего Пий-Хемского кожууна – от авт.) уверовало в могущество русского врачевания, отвернулось от своих лам, у которых оно до этого пользовалось, и этим привело в смятение лам, так как доход их заметно снизился»[4, с.61].

В 1920-е гг. неоднократно принимались постановления Великого  Хурала по вопросам здравоохранения, но из-за отсутствия опыта организации лечебного дела и финансовых средств положение почти не изменилось. В 1928 г. в Туву прибыла медико-санитарная экспедиция Наркомздрава РСФСР в составе 7 чел. В круг поставленных перед ней задач входили: оказание квалифицированной помощи аратскому населению, развертывание профилактической работы, формирование сети здравоохранения, создание условий для охраны материнства и детства, оздоровление быта, организация борьбы с социальными болезнями и помощь в подготовке национальных медицинских кадров [2, с. 250]. Проводимые экспедицией мероприятия в Туве были зафиксированы первым директором Тувинского музея, фотографом В.П. Ермолаевым. Таким образом, до середины XX века в Туве недостаточно проводились санитарно-просветительные мероприятия среди населения из–за отсутствия специального учреждения здравоохранения. В связи с этим автор данных строк обратилась к истории становления и развития санитарного музея в городе Кызыле, изучив папку № 49 в рукописном фонде Национального музея РТ.

В середине 1950-х гг. появились новые тенденции в общественном музейном строительстве Тувы. Создаются музеи, не только пропагандирующие революционные, боевые и трудовые традиции, но и здоровый образ жизни, рациональное использование природных ресурсов. Сюда относятся музеи, принадлежащие различным ведомствам: санитарный и геологический в г. Кызыле. Характерной их особенностью является то, что они не испытывали на себе влияние командно-административного режима.

В значительной мере активизации деятельности санитарного музея способствовали социально-экономические и культурные изменения жизни республики к лучшему, большие успехи были достигнуты в народном здравоохранении. С каждым годом усиливалась санитарно-просветительная работа среди населения. Публиковались статьи в газетах, журналах, выпускались отдельные брошюры на медицинские темы, проводились лекции и беседы о профилактике различных заболеваний. Рост медицинской сети вызвал необходимость оперативного руководства медицинскими учреждениями, для чего в 1941 г. было образовано Министерство здравоохранения ТНР. Возникла необходимость в специальном центре санитарного просвещения.

Еще в 1943 г. на заседании Ученого совета Красноярского краевого краеведческого музея было предложено создать при Тувинском краеведческом музее дом санитарного просвещения. Но он был создан позднее при областном отделе здравоохранения Тувинской Автономной Области.  Основателем являлся краевед П. Черкашин. В 1951 г. он занимал должность заместителя заведующего областным отделом здравоохранения и государственного санитарного инспектора ТАО. Свою музейную деятельность он начал с просьбы о выделении помещения для Дома санитарного просвещения, где имелись бы методический кабинет и санитарный музей.

16 августа 1952 г. экспертный совет при отделе по делам архитектуры одобрил проект реконструкции здания, по которому оно должно быть расширено для музея. В 1953-1954 гг. велись строительные работы, в которых сам П. Черкашин вместе с другими работниками принимал непосредственное участие. Но в 1955 г. Тувинский облздравотдел «самовольно занял заново сделанные две комнаты под библиотеку, обещая их скоро освободить». П. Черкашин неоднократно требовал освободить новое помещение, так как «музей Дома санитарного просвещения, имеющий большую ценность в пропаганде санитарного знания, ютится в небольшом помещении, а его работники не имеют рабочих мест».  Встретив равнодушие со стороны своего руководства,  П. Черкашин «в ночь с 2 на 3 октября 1956 г. самовольно произвел переселение библиотеки в другое помещение», за что получил выговор от заместителя заведующего тувинским облздравотделом.

Несмотря на такие трудности, особенно равнодушное отношение руководителей, первая экспозиция санитарного музея была открыта в 1956 г. В экспозиции музея были представлены следующие темы:  здравоохранение в Тувинской автономной области, врачевание в прошлом, курортные богатства Тувы, жизнь и деятельность И.П. Павлова и др. Имелись разделы, посвященные вопросам личной и общественной гигиены, профилактике различных заболеваний. В родильном доме размещены экспонаты, посвященные гигиене беременной женщины, уходу за грудным ребенком, его воспитанию и закаливанию и т.д.

Для музеев и его филиалов было изготовлено 306 экспонатов. Среди них имелись натуральные препараты в стеклянных банках с консервирующей жидкостью, анатомические макросрезы, помещенные между стеклянными пластинками по методу профессора В.Т. Талалаева, восковые муляжи  и модели из гипса и папье-маше, а также чучела птиц и животных. Столь разнообразные изобразительные средства – плоскостные и объемные, электрифицированные и озвученные, значительно увеличивали эмоциональное воздействие на зрителей.

         По проекту Дома санитарного просвещения были изготовлены разборные деревянные стенды музейных экспозиций. Вместо обычных таблиц с пояснительным текстом в музее использовались цветные диапозитивы. В фойе были вывешены портреты деятелей медицинской науки. Большое место в музее занимал школьный отдел. Все объяснения давались с помощью магнитофона.

Один стенд был посвящен истории развития медицины в Туве и атеистической пропаганде. Тема «Врачевание в прошлом» была раскрыта, как считали тогда врачи, «умело и оригинально». Был показан интерьер юрты, где шаман лечит больную женщину, с точки зрения современной медицины камлание шамана считалось колдовством. Экспозиция подчеркивала, что «так лечили больных шаманы, используя темноту, неграмотность и отсталость тувинских аратов».

Стенд «Курортные богатства Тувы» выполнен по материалам специальной научной экспедиции Министерства здравоохранения СССР по изучению курортных ресурсов области. Хорошо представлен на двух стендах материал о лечении и профилактике туберкулеза. Экспозиция, посвященная деятельности И.П. Павлова, рассказывала о ведущем значении центральной нервной системы в деятельности человеческого организма. Привлекало внимание посетителей большое цветное панно, на котором был изображен известный в стране врач И.П. Павлов, наблюдавший пробуждение больного Качалкина после 22-летнего летаргического сна. Автором этой работы являлся известный художник в Туве И.П. Туренко,  работавший оформителем музея. Многие экспонаты рассказывали о причинах появления различных болезней. В книге отзывов есть такая запись: «Музей производит исключительно хорошее впечатление богатством экспонатов, их систематизацией, аннотациями. Чувствуется, что коллектив вкладывает много энергии и любви в это важное дело, проявляя энтузиазм и изобретательность».

Создание такого музея в Кызыле сыграло большую роль в пропаганде медицинских и санитарно-гигиенических знаний среди тувинцев, в борьбе за предупреждение болезней и продлении человеческой жизни. 

В 1961 г. музей пополнился электрифицированными цветными схемами на больших стеклах, где были показаны поражение органов алкоголем, табаком, ангиной и ревматизмом. Создана  диорама с объемными макетами курорта «Уш-Бельдир» и дома отдыха  «Чагытай». В музее выставлены препараты эмбрионов (зародышей) человека в различных стадиях развития, а также уродства плода: сросшиеся близнецы и двухголовый человек – как редчайшее явление в природе [5].

Этот узкопрофильный музей выполнял образовательно-воспитательную функцию, по типу являлся учебным, так как в нем проводились занятия для учащихся медицинского училища. Большой вклад в развитие этого просветительного учреждения внес методист-консультант, заслуженный врач РСФСР В.Н. Пудов, экскурсии и лекции которого пользовались огромным успехом.

Использованная литература и  источники:

  1. История Тувы. Том 1. Изд. 2-ое, перераб. и доп./Под общ. Ред. С.И. Вайнштейна и М.Х. Маннай-оола. – Новосибирск, 2001.
  2. История Тувы. Том 2./Под общ. Ред. члена корреспондента РАН В.А. Ламина.
  3. Грумм-Грижимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Том 3. – Л., 1930.
  4. Аранчын Ю.Л. Исторический путь тувинского народа к социализму. – Новосибирск, 1982.
  5. Гроссман Я.Л., Ривкина О.С. Санитарный музей. / Серия «Обмен опытом», вып. 7 Центрального института санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР. – М., 1957.

Дыртык-оол А.О., к.и.н., заведующий отделом истории и этнографии НМ РТ