Бутрова Мария Николаевна (1905-1989) – живописец, художник-монументалист, иллюстратор

Бутрова Мария Николаевна (1905-1989) – живописец, художник-монументалист, иллюстратор

Родилась Мария Николаевна 11 марта 1905 г. в Петербурге в семье типографского служащего.

Училась во ВХУТЕМАСе (Петроград, 1918—1920) у художников В. В. Лебедева и В. И. Денисова; в Высшем художественно-технический институт в Ленинграде (ВХУТЕИН, 1922—1927) на монументальном отделении у К. С. Петрова-Водкина. Участница выставок с 1926 года. В 1930-е годы, под руководством В. В. Лебедева, работала в мастерской по росписи тканей. С 1939 года член секции графики ЛОССХ Союза художников СССР. Как иллюстратор работала в детской книге с 1931 года, сотрудничала с детскими журналами Ёж, Чиж, Мурзилка, с издательствами Детгиз, Учпедгиз и Лениздат. С 1936 года в Экспериментальной печатной мастерской ЛОССХ художница работала с литографией. С конца 1940-х годов она стала заниматься и другими техниками эстампа (офортом, монотипией).

В годы войны Мария Бутрова разделила все трудности блокады с теми, кто жил и работал в осажденном Ленинграде. Как и многие ленинградцы дежурила в ПВО, тушила зажигалки. С большим воодушевлением она работала над плакатами и знаменитыми листами «Боевого карандаша», вселяя веру в победу мужественных ленинградцев. На исходе первой страшной зимы Мария Николаевна вместе с тяжело больным мужем, художником П.В.Новиковым, эвакуировалась в Москву. Там она продолжала работать в Детгизе и журнале «Мурзилка». После окончания войны М.Н.Бутрова вернулась в свой родной город, но уже одна – мужа не стало в 1943 году.

Еще до войны молодая художница совершила первую поездку в северные районы Сибири, целью которой стал сбор этнографических материалов, зарисовок для подготовки учебников для школ Крайнего Севера. Зародившаяся в то далекое время любовь к суровой, нетронутой северной природе не покидала Марию Николаевну на протяжении всей ее жизни и была воплощена в ее главной теме: «Верховья Енисея», «Вечер в Саянах», «Встреча. Тайга». В этих работах мастер взволнованно и трепетно передает свое впечатление от торжествующей красоты и мощи таежного леса. Осязаемо ощущаешь звенящую тишину, запахи тайги, едкого дыма от костра. Художника восхищали не только загадочная мощь бескрайних таежных лесов, озер и рек, но и своеобразие национального быта, жизненного уклада, людских судеб и характеров народов ханты, манси, эвенков, тувинцев, якутов.

Всех, кто близко знал Марию Николаевну, неизменно восхищали ее неиссякаемая жизненная энергия, страсть к новым впечатлениям и путешествиям. В 1975 г. она совершила поездку по своим любимым местам: Салехард, Ханты-Мансийск, Тобольск, Тюмень, Тува. И это в свои 70 лет!

Мария Николаевна объездила почти всю страну и свои наиболее яркие впечатления живо и непосредственно воплотила в многочисленных пейзажах и графических работах.

Мария Бутрова. Детский сад в Туве. 1970-е гг.