Мир детства в рисунках Нади Рушевой

Мир детства в рисунках Нади Рушевой

Биография и творчество талантливой художницы представлена в трудах Н.В. Маслова «Графика Надежды Рушевой», Н.К. Рушева «Последний год Надежды. Воспоминание о моей дочери», В.М. Киселева «Месяц в Артеке», З.Ш. Донгак «Мама Нади Рушевой» и др.

Несмотря на то, что Надя прожила коротких 17 лет, после себя она оставила богатое художественное наследие. Более десять тысяч рисунков были созданы ее невероятным воображением, в них нашли отражение персонажи десятков, если не сотен, классических литературных произведений, а также герои древнегреческого эпоса, балета и многое, многое другое.

По сведению доктора психологических наук Н.В. Маслова, после ее смерти для сохранения творческого наследия была проделана большая работа, чтобы осмыслить масштабы художественной коллекции, структуры, содержания творчества художницы для того, чтобы произвести тематическую классификацию работ. Результатом, которой стало создание каталога, куда были включены 33 серии рисунков: «Женские образы», «Цирк», «Античность», «Варшава», «Война», «Мир балетного театра», «Семья», «Пионерская жизнь», «Артек», «Школа», «Религиозные сюжеты», «Танец», «Костюмы. Мода», «Матери мира» и др. Среди них имеется серия «Детство», которая насчитывает 452 рисунка: «Игра в снежки», «Хочу мороженое», «Проказник», «Мальчик на реке», «Веселые фантазии», «Девочка у телевизора», «Детский сад на прогулке», «Игра детей», «Прыгалки», «Дети мира», «Во дворе», «Друзья» и многие другие.

Однако, если полностью анализировать мир детства в ее собрании, то он не только ограничен одной серией рисунков по теме «Детство». Образы детей показаны и других многочисленных сериях: «Современность» и «Жанр». Примечательно, что тема детства проходит красной нитью через все творчество Нади Рушевой. Обращаясь к нему, юное дарование раскрывает наиболее существенные стороны жизни своих персонажей. Такие как, игра, учеба, отношение между матерью и ребенком, дружбу между детьми, детские мечты и фантазии, бытовые картинки, а также драматичные сцены и печаль.

Если посмотреть историю поступления наследия юной художницы в Национальный музей Республики Тыва, то это были такие годы: 1978, 1987, 1997, 2007, 2016.         

В рисунке «Дети» (КП 11228/2721) (рис. 1) показан момент прерывания игры из-за плача девочки, оставшейся без куклы.

Она привлекла все свое внимание дошколят, которые ранее были сосредоточены только на игре. Если рассматривать вид игры, то здесь представлена сюжетно-ролевая, в которой воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности. Отечественный психолог Д.Б. Эльконин называл сюжетно-ролевую игру «деятельностью творческого характера», в которой ребята берут на себя роли взрослых через различные профессии, например, водителя, врача и т.д. Чаще всего в сюжетно-ролевой игре дети демонстрируют семейные отношения, как в игре «дочки-матери».

В рисунках встречаются, если рассматривать в рамках психолого-педагогической классификации, и подвижный вид игр. Так, в рисунке «Игра» дети весело подбрасывают мячи (КП 11228/795) (рис. 2).

Ведь подвижная игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций. Это один из главных и основополагающих факторов детского физического развития. Они нравятся практически всем дошкольникам без исключения, так как способствуют совершенствованию двигательной координации, мышечной активности, физического равновесия, а также развитию силы, подвижности, ловкости, активности и быстроты реакций. Более того, все подвижные игры имеют занимательный характер, тем самым настраивая ребёнка на позитивное восприятие мира, на получение положительных эмоций. По содержанию все подвижные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.  

В 1965 г. художница создала рисунок «Девочка» (КП 11228/423) (рис. 3). В нем акцентировано эмоциональное состояние — радость героини, связанная с предвкушением карнавала.  

Несомненно, значительное влияние в периоде взросления и первичной социализации играет – мама. Так, в своих рисунках Надя Рушева показывала нерушимую и связующую связь между матерью и дитя. О чем свидетельствует серия рисунков «Мать и дитя».  Например, рисунок «У постели малыша с игрушками» (КП 11228/448). Здесь запечатлен эмоциональный контакт двух персонажей, где мать, опекая своего ребенка, нежно смотрит на него. Последний, ощущая материнское тепло, биение ее сердца, успокаивается, закрыв глаза. Занимательны рисунки, где показаны школьные годы: «Пионерка в 5 классе» (КП 11228/2699) (рис. 4), «В школу», «Школьницы» (КП 10176/102), «Девочка в красном платье и школьном фартуке».

Надо отметить, что мир детства художница показывает не только беззаботным, но и трагичным. Особенно вызывает «ужас» сюжет рисунков «Дитя Вьетнама» (КП 11228/2048) (рис. 5), «Мать и дитя под бомбами» (КП 11228/2046) (рис. 6), где представлены плачущие дети возле умирающей матери. Нет ничего страшнее для ребенка, чем потеря самого главного человека в жизни – мамы!

Особенно актуально в наше время сирийская композиция рисунка «Сирийская мать и дитя. Жертвы агрессии» (КП 9431/2), где мать, укрывая ребенка, пытаясь тем самым как-то уберечь его от опасности внешнего мира. В глазах у них только тревога и страх.

Но, несмотря на насилие и войны, художница убеждена, что мир, добро, понимание и уважение всегда будут нерушимыми ценностями. На рисунке «Дети мира – за мир!» (КП 11228/1224) (рис. 7) запечатлены девочки, являющимся представителями трех рас, которые держась за руки, показывают свой символ дружбы народов всех континентов.

Надя Рушева через свое творчество выражала свои мысли и чувства, подчеркивая, что детство – это ценный период жизненного пути каждого человека.

Список использованной литературы:

  1. Ганина С.А. Феномен детства в контексте психолого-педагогических исследований: история и современность // Научно-педагогическое обозрение. 2014. 1 (3).  С. 34-43.
  2.  Кон И.С. Ребенок и общество. М.: Издательский центр «Академия», 2003. С.6.
  3.  Маслова Н.В. Графика Надежды Рушевой. М., 2009. 472 с.
  4.  Рушев Н.К. Последний год Надежды. Воспоминания о моей дочери.  М., 2007. 240 с.
  5.  Киселев В.М. Месяц в Артеке: Литературная хроника. Кызыл, 1987. 144 с.
  6.  Донгак З.Ш. Мама Нади Рушевой. Воспоминания, фотографии, письма, графика Нади Рушевой.–Кызыл, 2014. 164 с.
  7. Маслова Н.В. Графика Надежды Рушевой. М., 2009. 472 с.
  8. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.,1978. 228 с.

Дыртык-оол М.О., методист отдела истории и этнографии НМ РТ