В феврале 1926 года правительство ТНР приняло решение об организации в стране автомобильного сообщения. Из СССР прибыли первые легковые автомобили. В ТНР создана первая государственная советская транспортная организация «Союзтранс» [1, с. 236]. Грузовые автомашины доставляли грузы в различные районы республики. «Железные кони» — так местное население окрестило тракторов и машин. Однако, нужен был транспорт, который доставлял бы людей, почту и товары в труднодоступные районы. Поэтому молодая республика остро нуждалась в авиатранспорте.
Старейший журналист Тувы, краевед К.С. Шойгу так вспоминал: «Как-то во время празднования 1 мая в кожуунном центре распространился слух, что из Кызыла прилетит «летающая лодка», и каждый, кто желает, может посмотреть на нее. Мой отец был тогда председателем артели рыбаков. Он тоже хотел посмотреть на «летающую лодку». Я стал проситься, чтобы он взял с собой меня. Более тридцати всадников поехали из Кара-Холя в Кызыл-Мажалык, чтобы участвовать в праздновании 1-го мая, и… прикоснуться к сказке, посмотреть на «лодку», которая парит в небе, как птица. «Человек не Бог, как он может подняться в воздухе?», «Из чего сделана эта летающая лодка?». «Наверное, она создана из бумаги, железо ведь тяжелее воздуха». Всю дорогу люди задавали друг другу вопросы, говорили о диве дивном…
Вдруг в небе появилась «летающая лодка». Она летела низко над нами, и мы увидели летчика, а сзади еще одного человека. Все взгляды устремились в небо. Самолет сделал круг над поселком и, пролетая над собравшимися, помахал крыльями и сбросил множество листков бумаги… Самолет совершил посадку на поляне. Народ повалил туда. Машину обслуживали 4-5 человек, которые важно ходили вокруг самолета, забивали в землю колья, и, как скакуна к коновязи, привязывали к ним самолет» [3, с. 136-138]. Таковы были первые впечатления людей, увидевших на древней тувинской земле техническое чудо.
В 1936 г. Тувинская Народная Республика отмечала свой юбилей — 15-летие образования. В честь такой даты дружественная страна СССР подарила Туве 15 легковых автомашин и 2 самолета «ПО-2». Самолеты перегнали в Туву советские летчики Ткаченко и Терехов (к сожалению, в архивах РТ не сохранились их имена). Позже они летали в дальние районы Тувы не только для выполнения отдельных заданий, но и для показа местному населению «чудных железных птиц». Народ принял их как передовое достижение новой жизни, бескорыстную братскую помощь Советского Союза.
Через год после празднования знаменательного события и появления первых самолетов в Туве, два молодых бойца Тувинской народно-революционной армии Кидиспей Чооду и Лапшын Оюн освоили «железных птиц» в Оренбургской авиационной школе. Они стали первыми тувинскими летчиками.
С 1937 года начинается напряженная работа по освоению воздушных трасс молодой республики. Первые пилоты открывают воздушные линии из Кызыла в такие населенные пункты, как Шагонар, Чадан, Барум-Хемчик, Каа-Хем, Бии-Хем, Танды, Эрзин, Тес и Тоджу. В 1939 году с помощью авиационного специалиста из Советского Союза Николая Прохорова, выпускники авиационной школы Кидиспей и Лапшын организовали летные курсы для способных молодых юношей.
По окончании курсов первые выпускники прошли стажировку в аэропорту города Абакана и получили свидетельства о том, что они могут самостоятельно летать и выполнять различные ответственные задания по доставке почты, продуктов питания в районы республики, больных для лечения в Кызыл.
Появление авиации в Туве поспособствовало развитию народного хозяйства, здравоохранения, связи, перевозки почты, пассажиров, грузов. В горной стране, где еще не было нормальных дорог, авиация позволила прогрессу вступить на тувинскую землю.
В числе первых тувинских летчиков были Чимит Чили Санчыкович, Ензак Алексей Буянович, Хопуя Ховалыг Тодугашевич, Кара-Сал Хунан-оол Мургуулович. Последний был родом из далекой горной Монгун-Тайги, который в 1942 году открыл первый воздушный путь на свою малую родину через Монголию.
Во время Великой Отечественной войны тувинский народ с первого дня встал на сторону Советского Союза, был полон решимости сражаться на фронтах Великой отечественной войны. Трое летчиков-тувинцев – лейтенант С. Хунан-оол, младшие лейтенанты Х. Хопуя и А. Ензак после освоения самолетов «Як», «Лавочкин-5» сражались с фашистами под Саратовым, а с июля 1945 г. принимали участие в воздушных боях против японских милитаристов. В 1946 году они вернулись в родную Туву.
В фондах Национального музея РТ хранятся и экспонируются письменно-документальные источники. Среди них необходимо выделить личный фонд выдающихся личностей Тувы, внесших большой вклад в социально-экономическое и культурное развитие республики. Хранятся личные вещи, награды и документы летчиков Тувинской Народной Республики Ч. С. Чимита (КП 4629) и А.Б. Ензака (КП 8326), отражающие важнейшие исторические события и показывающие их деятельность как «первооткрывателей тувинского неба». Исторические источники помогают нам глубже почувствовать время, в котором жили наши герои, ведь в них отражены их жизненный путь. Личные фонды первых летчиков переданы на вечное хранение в музей близкими им людьми.
В одной из витрин раздела «Транспорт Тувы» экспонировалась фотография военного летчика Чили Чимита, запечатленного в молодом возрасте. Он освоил грамоту лишь в четырнадцать лет, с восемнадцати был призван в ряды Тувинской народно-революционной армии. Сначала служил на границе, затем был переведен на «обслугу» авиазвена, где исполнилась его мечта стать летчиком.
Создатель авиазвена Чооду Кидиспей организовал курсы по подготовке пилотов, бортмехаников, авиатехников и строительство взлетно-посадочной площадки будущего аэродрома. Среди кандидатов в пилоты он выбрал несколько способных юношей. Первым среди них стал Чимит, молодой водитель-механик из Тувавтотранса. Выбор пал на него не случайно. Кидиспей считал его самым перспективным курсантом, к тому же Чимит служил пограничником в Тувинской революционной армии, вдобавок он окончил шоферские курсы в 1931 г., т.е. стал одним из первых водителей ТНР, ездил во все уголки республики, неплохо освоил технику. Владел неплохо русским языком, поэтому был назначен внештатным инструктором курса.
Командир авиазвена Чооду Кидиспей прилагал немало усилий, чтобы его ученики постоянно повышали мастерство. В первые годы Великой Отечественной войны он решил обучить тувинских летчиков вождению боевых машин. В Черногорске базировалась эвакуированная с Дальнего Востока Бирмская военная авиашкола. Там готовили пилотов для вождения боевых машин — истребителей и штурмовиков. Благодаря хлопотам командира авиазвена тувинские летчики освоили сложную технику управления истребителем.
Летчики Чимит, Хопуя, Ензак и Хунан-оол ждали приказа о зачислении их в Красную армию и отправки на фронт. К сожалению, Чимит был отозван в Туву из-за тяжелой болезни Кидиспея. Ему поручили обучать молодых пилотов, инженеров и механиков-авиатехников профессиональному мастерству. За отвагу и летное мастерство его прозвали «бесстрашным соколом саянского неба» [4]. В октябре 1944 г., Тува вошла в состав СССР. Тувинская народно-революционная армия была расформирована. Авиазвено во главе с Чимитом перешло в гражданскую авиацию, созданную в Туве в 1946 году.
В 1967 году после смерти ветерана тувинской авиации Чимита краеведческим музеем были получены на вечное хранение его документы, среди которых имеется удостоверение о награждении орденом Труда Тувинской Народной Республики, заграничный паспорт, выданный министерством иностранных дел ТНР и свидетельствующий о командировке в Советский Союз.
В 1983 году фонды музея пополнились материалами о тувинском летчике, ветеране Великой Отечественной войны Алексея Буяновича Ензака. Его супруга О.Ч. Ензак передала личную форму гражданской авиации, юбилейные медали Вооруженных сил СССР и Победы в Великой Отечественной войне. Удостоверение № 307, выданное 27 июня 1943 г. младшему лейтенанту Алексею Федоровичу Егорову, свидетельствует о том, что он совершил ознакомительный прыжок с самолета с высоты 800 м. Ошибки в данном случае нет. Тувинский летчик воевал под другим именем и фамилией, такова инструкция для некоторых иностранцев, воевавших против фашистской Германии. После войны Ензак оставил свое русское имя. Среди архивных материалов фондообразователя имеется билет члена физкультурной организации: это необходимый документ для каждого солдата тувинской народно-революционной армии. Хранится удостоверение об окончании Бирмского Военно-авиационной школы летчиков в 1943 году и получении специальности летчика-истребителя.
Таким образом, тувинские летчики выполнили свой интернациональный долг и внесли посильный вклад в разгроме фашистской Германии. В течение многих лет они служили в гражданской авиации Тувы.
Список литературы:
1. История Тувы. Под общ. Ред. В.А. Ламина. Новосибирск: «Наука», 2007. 430 с.
2. Урянхай. Тыва дептер. В 7-ми томах. Сост. С.К. Шойгу. М.: Слово/Slovo, 2014. Том 6. — 582 с.
3. Шойгу К.С. Перо черного грифа. Невыдуманные рассказы старожила Тувы о своей малой родине. Изд. 2-ое, доп. Кызыл: Новости Тувы, 2001. 298 с., ил.
4. Экскурсионный текст «История летного дела в Туве»/Сост. М. Ондар. 2011 год.
Материал подготовлен: Дыртык-оол А.О., к.и.н.,
заведующий отделом истории и этнографии НМ РТ;
Подборка фотографий: Ооржак В.Д.,
хранитель I категории отдела учета и хранения фондов НМ РТ