К Году культурного наследия народов России: ТУВИНСКАЯ РЕЗЬБА ПО КАМНЮ В СОБРАНИИ ГХМАК

К Году культурного наследия народов России: ТУВИНСКАЯ РЕЗЬБА ПО КАМНЮ В СОБРАНИИ ГХМАК

Коллекция тувинской резьбы по камню из 158 предметов (50 фигур и трех комплектов шахмат) 25-ти авторов входит в состав четырехтысячного фонда декоративно-прикладного и народного искусства Государственного художественного музея Алтайского края.

Можно говорить о трех этапах формирования коллекции тувинского камнерезного искусства в музее. Первыми были поступления в 1960-е – 1970-е годы от Управления культуры Алтайского крайисполкома и Министерства культуры РСФСР. 11 скульптур и 2 комплекта шахмат, всего 83 предмета мелкой пластики мастеров, участников выставок: зональных – «Сибирь социалистическая» и республиканских – «Советская Россия»». В полном составе они были показаны в экспозиции выставки народного искусства из фондов музея, состоявшейся в 1984 году, посвященной 25-летию музея.

Они знакомили жителей Барнаула и Алтайского края с уникальным национальным промыслом, не имеющим аналогов явлением [9, с. 152] – тувинским камнерезным искусством.

Камнерезное искусство принадлежит к самым известным тувинским промыслам. Основным материалом для резчиков является агальматолит – мягкий поделочный камень, тувинцы называют его «чонар-даш» – «камень, который можно резать». Он встречается разного цвета – светлый серо-зеленый, розовато-коричневый, реже красный и черный. Богатые залежи этого камня находятся в западных районах республики.

Посетители выставки с интересом рассматривали созданные мастерами фигурки домашних и диких животных: «сарлыков» – тувинских яков, лошадок, горных козлов, а также сказочных «арзланов» (или «арзыланов», чудовищных львов). Каждая фигурка может уместиться на ладони, но смотрится величественно и монументально, привлекает своей жизненной достоверностью, органической связью с природой. Мастера, создавшие эти скульптуры, сами выросли среди животноводов и земледельцев, большую часть своей жизни занимались сельскохозяйственным трудом.

Государственный художественный музей Алтайского края (ГХМАК) стал обладателем произведений замечательных мастеров. Среди них Монгуш Холосалович Черзи (1899–1969). Заслуженный деятель литературы и искусства Тувинской АССР. Потомственный мастер. Родился и вырос «в семье арата-батрака» [2, с. 12] в пос. Ак-Туруг – местности Центральной Тувы. Первые уроки резьбы по дереву получил от деда-столяра, помогал отцу-камнерезу в исполнении сложных заказов. «Монгуш Черзи никогда не учился, но это был человек большого жизненного и творческого опыта, высокой духовной культуры» [2, с. 15]. Черзи – старейший мастер, один из уважаемых творцов народного искусства, учитель многих резчиков молодого поколения. Он обладал художественным чутьем и человеческой мудростью. Своим ученикам он говорил: «Не хвались, каким ты был. Не говори, какой ты есть, а думай, каким надо быть» [2, с. 34]. Черзи был разносторонним мастером. Реальные и сказочно- мифологические образы животных, труд чабанов и охотников, тема материнства… В коллекции ГХМАК он представлен миниатюрным комплектом шахмат (рис. 1).

«Тувинские шахматы были любимой темой Монгуша Черзи. Начал вырезать он их еще в юности и делал их до последних дней» [2, с. 31]. Высота шахматных фигур от 1,1 до 2,2 см. Характерна специфическая восточная иконография фигур: «арзлан» (мифическая собака-лев) – ферзь, шахматный слон – в образе верблюда, буддийский монах, лама – король [9, с. 161]. М. Кенин-Лопсан называет шахматную фигуру короля у Черзи тувинским чиновником [2, с. 31]. Ладья, «тура» – в виде тувинской орнаментальной плетенки «олчей-удазыны» (символ счастья) [6, с. 253]. Пешки сделаны в виде фигурок птиц и зайчат. Все фигуры выполнены с большой любовью, с приданием индивидуальности даже маленьким, готовым к прыжку зайчатам и птичкам, то нахохлившимся, то повернувшим головку набок. Набор темных фигур сделан из любимого мастером черного камня.

Долгие годы работал чабаном в совхозе «Тэли» Бай-Тайгинского района Хертек Сегбеевич Мижит-Доржу (1915–1973). Заслуженный художник Тувинской АССР. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1972). Автор второго комплекта шахмат в музее. Он увлекался резьбой еще в юности, полностью же отдался любимому делу в 1950-е годы, когда в областном Доме народного творчества, созданном в Туве, стал работать с самодеятельными художниками. Музейный комплект шахмат (рис. 2) состоит из фигур белого и розового цвета высотой от 2,5 до 5 см. Здесь та же иконография фигур, что и у Черзи. Варьируются традиционные фигуры коня, верблюда, собаки-льва. Пешками являются маленькие фигурки собак. Фигурки Мижит-Доржу отличаются статичностью, созерцательной проникновенностью образов, плавной музыкальностью линий и силуэтов, тонкой проработкой деталей [10, с. 93]. Фигуры королей у него в разных позах. Один сидит подогнув ноги под себя калачиком, другой – с подогнутой под себя одной ногой и согнутой в колене другой, поставленной на пол, – так сидел хозяин юрты.

В тувинской мелкой пластике за изображением сидящей мужской фигуры закрепилось название нойон – князь. Именно так именовался король – лама, единственная антропоморфная фигура в шахматах. Это связано с проникновением буддизма. Сидящие мужские фигуры олицетворяли идею миролюбия, спокойствия. Черные и белые фигуры различались не цветом, а знаками статуса (например, в костюмах, чаще всего в головных уборах) или различными позами [3, c. 3-4/8].

Тридцать лет работал ветеринарным врачом Хертек Каштайович Тойбухаа (1917–1981). Заслуженный художник Тувинской АССР. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1972). Самобытный художник большой культуры, сельский интеллигент, тонкий лирик. Родился в сумоне Коп-Сёк Бай-Тайгинского района в бедной многодетной семье кочевника-скотовода. Научился резьбе по камню у близкого родственника Тухтугоола Кужугета. Х. Тойбухаа стал одним из организаторов Союза художников Тувинской АССР, признанным учителем тувинских резчиков. На музейной выставке в 1984 году были показаны две работы мастера – скульптура «Арзлан» и женская фигурка «Аратка» (рис. 3). Они совершенны по своим пластическим качествам, декоративны, выразительны.

«Аратка» – одно их характерных для мастера изображений. Несмотря на фронтальность постановки и статику, фигура девушки в национальном праздничном костюме исполнена юной грации. Восхищает тщательность проработки прически, своеобразного головного убора, халата с поясными украшениями, обуви. Тойбухаа старался «запечатлеть в мелкой пластике этнографически документально и убедительно черты старого быта», живо интересовался эпосом, народными сказками, внимательно изучал уходящие формы культуры прошлого [1, с. 192].

Байыр Сарыгович Байынды (1921–1981). Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1972). Родился в с. Ак-Туруг Улуг-Хемского района. Талантливый ученик Монгуша Черзи. В творчестве продолжил традиции своего учителя и завоевания больших мастеров. В скульптуре «Арзлан» из музейного собрания (рис. 4) соединяются сила и мощь устойчивой фигуры с эффектным декоративно- орнаментальным оформлением густой шевелюры на голове и хвосте сказочного животного. Байыр Байынды обучил камнерезному делу двух сыновей и дочь.

Раиса Ажиевна Аракчаа (1925–1990) – первая женщина-тувинка, ставшая мастером-камнерезом. Лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина (1972). Заслуженный художник Тувинской АССР. Родилась в местечке Кара-Тал Улуг-Хемского кожууна в семье арата-скотовода. «Раиса Аракчаа стала профессиональным художником в 48 лет, хотя всегда, сколько помнит себя, в редкие минуты досуга вырезала точеные фигурки из дерева для трех сыновей, для души, жаждущей отрады после долгих часов работы в молочном отделе магазина, где она носила ящики с продуктами и посудой. Найти себя ей помогли время и замечательные мастера – прославленный Хертек Тойбухаа, который первым заметил ее дарование, и живописец Сергей Ланзы, бывший в те годы председателем Союза художников» [8, c. 11-12]. «Арзылан» из золотистого с розовыми прожилками камня у Р. Аракчаа (рис. 5) отличается по настроению от арзлана Б. Байынды. Мягкость, лиризм интонации присущи образам ее людей и животных.

Многим запомнились «Сарлык» (1970) и камлающий «Шаман» Л.Д. Протасова (р. 1922), заслуженного художника Тувинской АССР; фигуры сарлыка и бегущей лошади одного из ведущих резчиков С.С. Чанзана (1909–1967), работы мастеров последующего поколения С.Д. Ооржака (р. 1939), М.К. Хертека (р. 1942) и Д.Х. Дойбухаа (р. 1945).

Все показанные на юбилейной выставке 1984 года работы тувинских художников- камнерезов были включены в каталог советских народных художественных промыслов из собрания музея [5, с. 23-25, ил. № 24-29]. В процессе работы над каталогом составителем велась переписка с мастерами, Союзом художников Тувы, специалистами по искусству советского Востока. Были получены ценные консультации и рекомендации от сотрудника Государственного музея искусств народов Востока В.А. Кореняко (1952–2016) по составлению каталога.

В 1991 году от правления СХ Тувы поступило приглашение на республиканскую научно-практическую конференцию «Народное искусство Тувы». В телеграмме сообщалось, что «предстоит выставка-закупка». Конференция и выставка камнерезного искусства были посвящены 70-летию Тувинской республики. Появилась счастливая возможность посмотреть выставку и сделать отбор произведений непосредственно у мастеров – участников выставки. В результате 17 фигур и еще один комплект шахмат были доставлены из Кызыла в музей. Половина этих произведений была приобретена по заявке музея Министерством культуры РФ. Еще 3 скульптуры поступили также по заявке музея из выставочного центра «РОСИЗО» Министерства культуры РФ в 2002 году. Итого 20 фигур и комплект шахмат получил музей за период с 1991 по 2002 гг.

Коллекция пополнилась произведениями современников, развивающих классическую анималистическую тему в камнерезном искусстве. Уделено внимание приобретению произведений с сюжетной тематикой, изображающих сцены трудовых будней: «Арат на коне» Хеймера-оол Донгака, «Табунщик» Маадыра Монгуша (рис. 6), национальных праздников – «Борцы» Юрия Ооржака (рис. 7).

Великолепны по пластике и мастерству исполнения скульптуры заслуженных художников РФ: «Сарлык» (рис. 8) Дондука Дойбухаа, продолжателя дела своего отца и учителя Хертека Тойбухаа, и «Верблюд» (рис. 9) Кирова Хунана, одного из самых последовательных монументалистов в мелкой пластике.

В коллекции музея 5 скульптур одного из удивительных художников. Это Бригад Санчаевич Дупчур (1932–2007) – известный камнерез, человек широкого кругозора, многогранной художественной одаренности. Родился в селе Бай-Даг Эрзинского кожууна ТНР в семье арата-скотовода. После окончания Красноярского музыкального училища работал заведующим отделом культуры райисполкома в поселке Эрзин, вел клубную, кружковую работу, учил детей и взрослых музыке, пению, выступал как самодеятельный композитор, литератор и как яркий, самобытный резчик по камню. Его называли тувинским Леонардо. В 2008 году он был посмертно удостоен звания «Народный художник республики Тыва». Скульптуры Дупчура очень выразительны, вызывают разнообразные эмоции. Полны величавой торжественности образы животных в фигурах «Верблюд» и «Лежащий арзылан». «Баран» грациозен. «Рысь» – смешной, озорной зверек (рис. 10). Все фигуры выполнены в 1991 году и отличаются щедростью орнаментального декора.

Большинство произведений тувинской камнерезной коллекции, поступивших в музей за период 1991–2002 гг., экспонировалось на выставке новых поступлений «Шаг в историю» в 2007 году.

Интерес представляют последние поступления, связанные с событием большой культурной значимости для г.Барнаула и Алтайского края.

С 28 июня по 28 июля 2018 в Государственном художественном музее Алтайского края работала передвижная выставка «Сокровища времен» из Республики Тыва, знаменитой своей великолепной природой. Там находятся истоки Енисея и географический центр Азии. Путешествуя по городам Сибири, выставка представляла скульптуру и камнерезное искусство тувинских мастеров и к нам прибыла из Прокопьевска.

Организаторы, они же и участники выставки, – три художника, творчество которых получило всеобщее признание не только у себя на родине, в России, но и за рубежом.

Инициатор выставочного проекта скульптор и мастер-камнерез Александр Насович Баранмаа, р. 1966 – лауреат Национальной премии в области современного и декоративного искусства России «Русская галерея – XXI век» за 2011 год в номинации «За развитие традиционного национального искусства народов России» и других престижных премий и наград. Имеет среднее и высшее художественное образование, окончил Кызылское художественное училище и Красноярский художественный институт. На выставке «Сокровища времен» он предстал как мастер- скульптор, безупречно владеющий любым материалом, с которым работает. Кроме скульптуры он показал и мелкую пластику из камня. Искусству резьбы по камню он учился у Бригада Санчаевича Дупчура.

У Александра Баранмаа на выставке были очень выразительные ранние работы из агальматолита «Козел» (1982) и «Конь» (1986). Необычна пластика одной из последних работ «Верблюд (на ветру)» 2018 года, передающей силу сопротивления всей фигуры животного стремительному порыву ветра. Эта работа теперь находится в собрании музея (рис. 11).

Хеймер-оол Байдосович Донгак, р. 1968 – скульптор, художник-камнерез, заслуженный деятель искусств Республики Тыва (2014), автор монументально- декоративной скульптуры «Укротитель» (бронза) перед зданием Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва. Хеймер-оол Донгак окончил Кызылское училище искусств и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. На выставке в Барнауле показал 36 произведений из агальматолита.

Здесь были представлены разные темы, в которых успешно работает мастер. Одиночные фигуры животных – козероги, кони, архары, барсы, целый восточный гороскоп из 12 фигур. Драконы («Улу») различного вида, мифическое небесное существо, которое вырезается из плоского камня. Здесь важны силуэт, орнаментальная трактовка образа совсем не страшного, а красивого животного. Камлающий шаман с культовыми атрибутами – еще одна тема. В музее остались 4 работы мастера. Первая из них – «Кызыл-хам» (красный шаман, 2007) – шаман с колотушкой в руках слушает ворона, опустившегося на его плечо. Вторая – «Серге биле тайга кужу» (козел с таежной птичкой, 2016) – это реальная картинка из жизни тайги (рис. 12), подсмотренная автором сцена. Он увидел в Монгун-Тайге, как ночует небольшая птица на спине козерога и на рассвете, когда он просыпается, улетает [4, c.7]. И другие две работы – «Улулар» (два дракона, 2016) (рис. 13) и «Снежный барс с детенышами» (2016, подарен музею).

Х.Б. Донгак родился в Бай-Тайгинском районе, где находится основное месторождение агальматолита, в районе, который является родиной многих выдающихся камнерезов. В последнее время он проявляет большую заботу о сохранении промысла, пропагандируя национальное искусство резьбы по камню в поездках по республике, организует свои выставки, рассказывает на чабанских стоянках, в школах о древнем искусстве камнерезов и показывает методы обработки чонар-даша [7, c. 5].

Юрий Дажыйович Ооржак, р. 1959 – одаренный самобытный мастер-камнерез, заслуженный деятель искусств Республики Тыва (2016), родился в семье простых аратов. Свое увлечение с детства резьбой по камню до 1995 года совмещал с трудовой деятельностью. С 1995 года занимается камнерезным искусством профессионально. Многолетние наблюдения за миром животных помогают мастеру передавать их повадки, характер в камне. Мощь и природная сила в образах его монолитных работ «Хуреш» (национальная борьба) и «Добыча снежного барса» (2017), «Пастух» (рис. 14) и «Мелодия небес» (2018) из серпентинита (камень, к которому часто обращается мастер, минерал также из группы силикатов, более твердый, темно-зеленого цвета с пятнистой окраской). И по контрасту с ними удивительная нежность, тонкий лиризм мелкой пластики, среди них «Верблюжонок», «Юные борцы» и «Солнечный мальчик» (2018) из агальматолита. После выставки музей стал обладателем еще 9-ти работ Юрия Ооржака, благодаря щедрому дару мастера. Семь из девяти работ с выставки были пожертвованы музею. У нас появились изделия из серпентинита. Теперь в музее 10 работ Ю.Д. Ооржака. Одна – «Борцы» была привезена из Кызыла в 1991 г.

Три художника – А. Баранмаа, Х. Донгак и Ю. Ооржак – открывали выставку, провели в день открытия мастер-классы по работе с камнем, получив в книге отзывов слова благодарности: «Спасибо за вдохновение!».

Кроме своих работ они привезли на выставку работы еще трех мастеров. Среди них Сергей Кашпык-оолович Одушпай, р. 1958 – народный мастер, член Союза художников (1991). Родился в с. Ильинка Каз-Хемского района Тувинской АССР в семье рабочих. С детства интересовался народным творчеством. Окончил Кызылское училище искусств. Предпочитает работать со светлым агальматолитом. С. Одушпай пожертвовал музею работу «Камлание шамана» (2010). И одну работу «Дерущиеся кони» (рис. 15) музей приобрел у автора. Эффектная композиция с фигурами двух вздыбленных коней. Динамичное движение подчеркнуто вихрем спиралеобразных завитков, бегущих по постаменту вверх. Сергей Одушпай представлял тувинский агальматолит в Берлине на совместной вместе с Александром Баранмаа выставке (2016), где они покорили своим творчеством сердце Европы – Германию.

На выставке «Сокровища времен» состоялось знакомство наших зрителей с современной скульптурой и камнерезным промыслом Республики Тыва. Статичные фигурки домашних и фантастических животных, различные композиции на этнографические и философские темы из агальматолита и серпентинита очень колоритны. Несмотря на свои небольшие размеры, отличаются образной выразительностью и монументальностью, погружая нас в таинственный и мифический мир Востока. Коллекция музея пополнилась 19 произведениями (это 3 скульптуры и 16 фигур из резного камня), из них 11 – одна скульптура и десять работ мелкой пластики – пожертвованы музею.

В целом коллекция камнерезного искусства Республики Тыва в ГХМАК, состоящая на сегодняшний день из 158 предметов (50 фигур и 3 комплекта шахмат) достойно представляет творчество мастеров всех поколений. В музее представлены произведения всех четырех лауреатов Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина 1972 года – Раисы Аракчаа, Байыра Байынды, Хертека Тойбухаа и Хертека Мижит-Доржу, а также трех лауреатов Государственной премии России в области литературы и искусства 1992 года – Когела Саая, Бригада Дупчура и Дондука Дойбухаа. Талантливые произведения современного искусства резьбы по камню. Коллекция нуждается в дальнейшем изучении, пополнении и научной каталогизации собрания.

Автор статьи: Гончарик Н.П., с.н.с. научно-исследовательского отдела Государственного художественного музея Алтайского края.

Литература:

1.Вайнштейн С.И. История народного искусства Тувы. – М. «Наука», 1974.–224 с.

2. Кенин-Лопсан М.Б. Волшебник. Рассказ о народном камнерезе Монгуше Черзи. – Кызыл: Тувинское книжное издательство, 1976. – 81 с.

3. Кисель В.А. Тувинское искусство мелкой пластики и образ нойона // Новые исследования Тувы. – 2014. – № 1. [Электронный ресурс] URL: https:/www.tuva.asia/journal/issue_21/6963-kisel.html (дата обращения: 10.09.2019).

4. Кужугет А.Две тайги–две родины Мастера//Хеймер-оол Байдосович Донгак. Резьба по камню,скульптура:кат.работ/авт.- сост.А.С.Хертек.–Кызыл,2013.–С. 6-7.

5. Народное искусство в коллекции Алтайского музея изобразительных искусств. Советские народные художественные промыслы: кат. / авт.- сост. Н.П. Гончарик.– Барнаул, 1986. – 34 с.; 11 л. ил.

6. Рафаенко В.Я. Современное состояние и перспективы развития тувинского народного искусства // Творческие проблемы современных народных художественных промыслов. – Л.: Художник РСФСР, 1981. – С. 242-256.

7. Хеймер-оол Байдосович Донгак. Резьба по камню, скульптура: кат. работ / авт.- сост. А.С. Хертек. – Кызыл, 2013. – 76 с.

8. Хертек А.С. Человек оживляет камень // Художник. – 1985. – № 9. – С. 8-12.

9. Червонная С.М. Художники Республики Тыва. – СПб.: Художник России, 1995. – 184 с.

10. Яковлева Е.Г. Народное искусство западных и юго-западных районов Тувинской АССР // Сборник трудов НИИХП. – № 3. – М.: Легкая индустрия. – С. 83-105.