История одного предмета: скульптура малой формы «Звенящая нежность» 

История одного предмета: скульптура малой формы «Звенящая нежность» 

В экспозиции «ТАР 1921-ТНР 1944» в разделе «Культура ТНР» выставлена работа из агальматолита Ларисы Норбу. Лариса Матпаковна – третья женщина в Туве, овладевшая трудоемкой резьбой по камню-агальматолиту (чонар-даш), член Союза художников Российской Федерации. Ее работы узнаются по неистощимости фантазии и новизне композиции. 

Из агальматолита (по-тувински чонар-даша – камень, который можно резать) мастера вырезают небольшие по размеру, но выразительные по своим художественным свойствам фигурки. Залежи чонар-даша находятся на труднодоступной вершине горы Сарыг-Хая в Бай-Тайгинском районе. Камень обладает высокой пластичностью, к тому же ему присуща богатая цветочная палитра. Встречаются пепельно-серые оттенки, желтовато-прозрачные и багряно-красные цвета. Многие мастера имеют ярко выраженную творческую индивидуальность. Лариса Матпаковна успешно продолжает и развивает новые современные трактовки образов людей в малой скульптуре изобразительного искусства республики. Скульптура «Звенящая нежность» изображает сцену из танца, где из три танцовщицы исполняют один из главных сюжетов классического танца. 

Традиционный танец- неотъемлемая часть этнической культуры. Кроме любимых песен и мелодий, у каждого народа есть основной танец, в котором находят свое выражение мировоззренческие представления, идеалы народа и его история, жизненный уклад, нравы и обычаи. Художественно отражая действительность, танец передает представление народа о прекрасном. Особенностью тувинской культуры является тот факт, что к началу 20 века в Туве не было обнаружено источников, указывающих на бытование традиционных форм народного танца. Однако, к середине 20 века у тувинского народа появляется танец, ставший символом национальной хореографии.

В 1936 году в Кызыле открылся первая национальный театр-студия. Позже на основе создан Государственный музыкально-драматический театр (1940 г.)., что явилось крупнейшим событием в культурной жизни Тувы. 
При театре работали оркестры (национальных инструментов и духовой), цирковое отделение, хореографическая группа. В развитии тувинского театра, музыкального и хореографического искусства творческую помощь оказали хормейстер С. Булатов, композитор А.Н. Аксенов, дирижеры Р.Г. Миронович и Л.И. Израйлевич, балетмейстер А.В. Шатин, режиссер И.Я. Исполнев и другие специалисты, направленные в Туву из Советского Союза. Летом в 1944 года в «Зеленом театре» Кызылского городского парка во время праздника «Чазак байыры» — всенародного праздника в честь становления народной власти в Туве, был показан тувинский сценический танец «Звенящая нежность» на музыку А.Н. Аксенова в постановке А.В Шатина, который сразу же появился народу, а позже был признан шедевром молодого тувинского искусства. 

Литература:
1. Школа тувинского танца Анатолия Шатина /сост. Н. Б. Чаш. – Кызыл: Тув. кн. Изд-во.
2. Ондар И.О. «Звенящая нежность»-феномен тувинской хореографии / И.О. Ондар Искусствознание.
3. Урянхай Тыва Дептер 6 том / С.К Шойгу.- Москва: Слово 2007.

Донгак А.А., методист отдела истории и этнографии НМ РТ