Сегодня, 25 апреля, состоялось торжественное возложение венков и цветов к памятнику общественного и государственного деятеля, основоположника тувинской государственности Монгуша Буяна-Бадыргы в честь 130-летия со дня его рождения.
Будущий правитель Даа хошуна Монгуш Буян-Бадыргы родился в 1892 году в местечке Аянгаты Даа хошуна в семье бедного арата Монгуша Номчула. Его усыновил буурул нойн Хайдып, угерда Даа хошуна. Об этом событии в народе рассказывают немало легенд. Одна из них гласит, что весной, в год Дракона, нойон Хайдып видел сон: недалеко от его юрты родился мальчик, которому суждено стать главой государства. Согласно другой, о рождении мальчика с необыкновенной судьбой Хайдып узнал рано утром во время чтения священных книг. Тогда он отправился узнать, родился ли накануне ребёнок у кого-либо из его подданных, и выяснил, что в семье табунщика действительно есть новорожденный младенец. Хайдып его и усыновил. Произошло это 15-го числа второго месяца весны года Дракона (по григорианскому календарю 25 апреля 1892 года) на берегу р.Оваалыг-Хемчигеш, впадающей в р.Улуг Аянгаты. Там до сих пор растет Хам-Дыт (Священная лиственница), у которой совершают религиозные обряды.
Хайдып проявил большую заботу о воспитании приемного сына, чтоб он стал высокообразованным человеком. С 5-летнего возраста Буян-Бадыргы начали обучать тибетской и монгольской письменности, русскому языку. С детства Буян-Бадыргы оказался очень способным учеником. Хайдып умер в марте 1909 года, и 16-летний Буян-Бадыргы был утвержден в Улясутае в должности угерда и удостоен титула гун. Таким образом, он стал правителем Даа хошуна и вторым человеком после амбын-нойона — правителя всей Тувы.
Есть воспоминания современников и родственников, ныне живущих, о том, что Буян-Бадыргы был весёлым, умным, внимательным человеком, считавшим своим долгом править народом согласно законам и обычаям. От остальных нойонов его отличали такие качества, как терпимость, стремление к знаниям, уважение к людям.
События начала XX века, после утверждения Буян-Бадыргы в должности правителя хошуна, показали его способность принимать решительные меры, от которых зависит судьба народа. Видя усиление позиций России в Монголии и Туве, улавливая настроения подданных своего хошуна, Буян-Бадыргы счёл более благоразумным переориентироваться на царскую Россию. 26 октября 1913 года им было отправлено прошение на Высочайшее имя императору Николаю II. В нем говорится так: «Около трёхсот лет тому назад (в 1616 году), при первом русском царе из царствующего ныне дома Романовых Михаиле Федоровиче, предки наши, кочевавшие по реке Кемчику, присягали на подданство России через первого русского посланца в этом крае — Василия Тюменца… Потому я и мои духовные и светские чиновники, и весь народ после тщательного и продолжительного обсуждения создавшегося положения, единодушно решили просить великого Цаган-хана принять весь хошун под свою высокую державную руку и покровительство…».
17 апреля 1914 года было официально заявлено о протекторате России над Урянхайским краем. Надо отметить, что прошение Буян-Бадыргы было хорошо аргументированным, продуманным и дальновидным, что выразилось в настоятельной просьбе сохранить прежнее административно-территориальное деление края, прежние титулы, чины, должности и знаки отличия и, в особенности, не препятствовать исповеданию буддийской религии, а также освободить тувинцев от воинской повинности, налогов на пастбища, рыбный и звериный промыслы.
Все эти просьбы были удовлетворены, что значительно облегчило материальное и бытовое положение тувинцев. Началось строительство краевого центра, города Белоцарска, план которого согласовывался с Буян-Бадыргы. Если учесть, что ему в то время было всего лишь 22 года, то надо признать его умение правильно оценить ситуацию и принять решение, оптимальное с точки зрения интересов народа.
Самым знаменательным событием в истории тувинского народа, безусловно, является созыв Всетувинского Учредительного Хурала в местечке Суг-Бажы, где находился русский поселок Атамановка (ныне село Кочетово Тандинского кожууна).
Хурал проходил с 13 по 16 августа 1921 года, на нем присутствовало 63 представителя от семи хошунов из девяти (от Хасутского и Сартульского хошунов представителей не было). От Советской России присутствовали 17 представителей, в том числе Председатель Сибирского революционного комитета И.Г.Сафьянов, от Народно-революционной Монголии — три, был также представитель Дальневосточного секретариата Коминтерна Цивенджапов. Председателем съезда избрали, как значится в протоколе, Буян-Бадыргы из Монгуш сумона Даа хошуна.
Монгуш Буян-Бадыргы был избран в первый состав Правительства Тувинской Народной Республики. В 1922 году он стал заместителем Председателя Совета Министров, присутствовал на заседании Центрального Комитета Тувинской народно-революционной партии как член партийной фракции правительства. 3 декабря 1923 года он получил партбилет за № 1675.
В 1923 году Буян-Бадыргы избирается на пост Председателя Совета Министров республики. Будучи главой Правительства и министром иностранных дел ТНР, он возглавил в июле-августе 1924 года тувинскую правительственную делегацию на проходивших в Кызыле переговорах с Монголией и Советским Союзом. На них обсуждались пути урегулирования вооруженного конфликта в хемчикских хошунах и вопрос о присоединении Тувы к Монголии, поставленный двумя хошунами и рядом сумонов. Конфликт разрешился мирно, а по второму вопросу в Декларации делегаций СССР и Монгольской Республики говорилось, что воля тувинского народа была учтена на Всетувинском Учредительном Хурале.
Советская Россия признала республику ещё в 1921 году. В июле 1925 года в Москве было заключено соглашение между СССР и ТНР об установлении дружественных отношений. В августе 1926 года последовало признание независимости ТНР и со стороны МНР. В Улан-Баторе был подписан договор об установлении дружественных отношений между республиками.
Историк В.А.Дубровский отмечает, что «бывший гун-нойон Монгуш Буян-Бадыргы в силу своего природного дарования и образованности, ума и дальновидности достиг вершин политической карьеры. Пользовался заслуженным авторитетом у тувинцев, русских и монголов». При нём и с его участием были разработаны и приняты конституции республики 1921, 1924, 1926 годов. В глазах современников он был отмечен образованностью и интеллигентностью: свободно владел монгольским и русским языками, знал санскрит. Как дипломат он показал себя умелым и целеустремлённым защитником интересов своего народа.
В октябре 1925 года ЦК ТНРП ввел пост Генерального секретаря и создал Политическое бюро. Первым Генсеком ЦК партии стал Буян-Бадыргы. В декабре того же года он открывал первый Всетувинский хурал Союза революционной молодежи и выступил на нём с приветственной речью. Его избрали почётным ревсомольцем, почётным гостем президиума съезда и в первый состав ЦК ТРСМ. На первом Малом хурале ТНР в ноябре 1926 года Буян-Бадыргы был избран министром финансов. В этом качестве он в августе 1927 года подписывал договоры с русскими артелями на разведку и добычу золота.
Советские и коминтерновские работники воздавали должное Монгушу Буян-Бадыргы. Представитель НКИД советник Тувинского правительства П. Медведев отмечал, что в первые дни революционного движения Буян-Бадыргы сам отказался от своего чина и стал решительно на сторону народа. А будучи Председателем Совета Министров проявил себя как «крепкая государственная сила» и прекрасный администратор. А.Г.Старков, полномочный представитель СССР в Туве и один из опытных работников Коминтерна в Монголии, лично знал Буян-Бадыргы и стремился укрепить его позиции в партии.
Со всей силой своего авторитета Буян-Бадыргы защищал буддизм. А в марте 1928 года при содействии и активном участии Буян-Бадыргы, Соднам, Дондук и других был созван Всетувинский съезд лам (буддийский собор) с целью укрепления устоев ламаизма. В 1928 году встречается подпись Буян-Бадыргы как секретаря Малого Хурала, одно время он являлся заведующим следственным отделом внутренней охраны страны. В 1928 году Буян-Бадыргы занимал должность начальника Госторга, причём его уже характеризуют как активного деятеля «правых», защитника духовенства и противника революционных изменений в Туве.
1927—1928 годы считаются переломными, знаменующими наступление второго периода развития Тувинской Народной Республики, когда начинаются активные перемены в политическом курсе, борьба между так называемыми «правыми» и «левыми».
Однако главным обвинением, предъявленным к Буян-Бадыргы на II пленуме Тувинской народно-революционной партии, проходившем с 7 по 11 января 1929 года, были княжеский титул, должность правителя хошуна, поддержка духовенства и бывших чиновников.
В 1928 году — начале 1929 Буян-Бадыргы ещё занимал должность председателя Законодательной Комиссии.
Буян-Бадыргы был исключён из партии и решением Верховного Совета ТНРП от 16 октября 1929 года снят с занимаемой должности. В тот момент он и ещё 16 бывших руководителей уже находились под арестом. Семью его насильственно переселили в другой хошун.
На заседания Политбюро ЦК ТНРП, состоявшегося 22 марта 1932 года, обсуждался вопрос «о контрреволюционных бандитско-грабительских участниках группы и злоупотреблении своим служебным положением, умышленно принимавших участие в Хемчикском восстании черножелтых феодалов Буян-Бадыргы, Дондука, Шагдыра, Бойду». Было решено «утвердить проект постановления внутренней политической охраны, где предлагается приговорить их по 41 статье Уголовного кодекса к расстрелу».
В это время Буян-Бадыргы было всего 40 лет. До сих пор не найдено место, где его расстреляли. Справедливо сказано: «Революция пожирает своих детей».
Нынешнее поколение не должно забывать о нем, сыне арата, правителе хошуна, талантливом руководителе Тувинской Народной Республики. Опираясь на прежний управленческий опыт, полученный им на уровне хошуна, он успешно обучался новым методам управления страной; используя старые законы и обычаи, он проводил реформы в жизни своей страны во всех направлениях – политической, экономической, социальной, культурной. Не забудем о том, что он мечтал, чтобы в Туве были свои образованные кадры. Так, по его поручению был создана первая группа тувинских юношей, которые обучались в Москве. Увы, он не увидел свои конечные результаты – обновленную Туву.
Дыртык-оол А.О., к.и.н., заведующий отделом истории и этнографии НМ РТ
Источники:
1.Ховалыг С.С., Личность в истории: Монгуш Буян-Бадыргы (1892-1932): https://cyberleninka.ru/article/n/lichnost-v-istorii-...
2.Маннай-оол М.Х. Буян-Бадыргы и его роль в создании и становлении ТНР (к 80-летию образования ТНР) // Башкы, 2001. № 2. С. 66–70.
3.Дубровский В.А. Буян-Бадыргы (105 лет со дня рождения) // Люди и события. Год 1997. Кызыл, 1996.
4.Кенин-Лопсан М. Б. Буян-Бадыргы. Роман-эссе. В 2-х кн. Кызыл, 2000. 5 Заслуженные люди Тувы XX века. Государственная книга Республики Тыва. Кызыл, 2004.
Фотографии доступны по ссылке:
https://vk.com/album-30861506_285459665