Начало Тувинского музея
Сегодня,13 мая, Национальный музей имени Алдан-Маадыр Республики Тыва отмечает свою 93-летнюю годовщину со дня рождения.
Прежде чем появиться, этой дате предшествовали значимые события, которые подтолкнули к его созданию.
В 1928 г. произошло важное событие, ставшее, по мнению первого директора музея Владимира Петровича Ермолаева, одной из причин появления музея в Туве. В качестве его доказательства прочитаем аннотацию к одному фотонегативу из архива В.П. Ермолаева, хранящегося в фондах музея. Она так гласит: «Собрание аратов на усадьбе умершего нойона сальджакского. Араты решают вопрос о конфискации его имущества и передачи его народу. 1928 г.»
Летом 1928 года умер правитель Салчакского кожууна Идам-Сюрюн. Как свидетельствует вышеупомянутая надпись, возле дома покойного князя в сосновом бору в нескольких километрах от Балгазына проходило собрание аратов, где решался вопрос о конфискации имущества феодала. «Собрание было довольно бурное: бедняки голосовали за немедленную конфискацию имущества, а родственники князя были против. После нескольких часов жарких прений все-таки было решено конфисковать имущество. Было отобрано большое количество ценных предметов, одежды, обуви, различной посуды, домашнего обихода, личных вещей нойона и его семьи. Тогда возник вопрос о создании Тувинского государственного музея», — вспоминал Ермолаев, как свидетель.
Для временного хранения конфискованного имущества покойного феодала Министерством внутренних дел ТНР было выделен небольшой склад. Вещей было довольно много: двадцать семь аптара (наименование тувинского сундука), наполненные костюмами, утварью, различной металлической и деревянной посудой и т.п. Однако подходящего здания не нашлось. Все будущие экспонаты продолжали находиться там до 1930 года. Серебряные изделия: кубки, чайники и предметы религиозного культа были сданы в Госбанк Тувинской Народной Республики. К сожалению, склад, в котором находились эти местные материалы, никем не охранялся и большинство ценнейших предметов было расхищено. Таким образом, пока шла подготовительная работа, музей лишился самых интересных вещей тувинского обихода.
Благодаря настойчивой инициативе членов партийной организации при правительстве ТНР был решен вопрос о создании музея. 13 мая 1929 года состоялось заседание Политбюро ЦК ТНРП, где присутствовали члены тувинского правительства и консульства СССР. На повестке дня стоял один вопрос: создание краеведческого музея тувинского народа. При единогласном решении директором был назначен В.П. Ермолаев. Были созданы две комиссии, которые должны были заниматься организаторскими и финансовыми вопросами. Следовательно, датой основания Тувинского Государственного музея является 13 мая 1929 года, о чем свидетельствует протокол № 27, копия которого хранится в рукописном фонде научной библиотеки ТРКМ. Перевод этого документа с монгольского языка на тувинский осуществил С.Т. Танов, так как делопроизводство в Туве до 1930 г. велось на монгольском языке.
Сначала Тувинский музей функционировал при Министерстве внутренних дел ТНР, занимавшийся вопросами культуры, просвещения и здравоохранения. Руководством МВД В.П. Ермолаеву, как имевшему опыт музейной работы, была предложена командировка в Москву и Ленинград для установления связи с научными учреждениями СССР, прежде всего с Академией наук и ее музеями. 27 мая 1929 года в исполкоме РСТК в Туве Ермолаеву выдается командировочное удостоверение за №1061 о том, что тот «действительно выезжает в пределы СССР по музейным делам».
Созданный в 1925 г. декретом Совнаркома Всесоюзное общество культурной связи с заграницей стало мостом, связывавшим культурные учреждения ТНР с советскими. Основной задачей считалось его содействие в приобретении необходимого оборудования для культурных учреждений республики, а также в поездках местных работников – тувинцев и русских в СССР для ознакомления их со строительством и жизнью Советского Союза и для совершенствования их в той или иной специальности. В числе основных звеньев связи Тувы с Союзом являлась организация правительством музея по истории Тувы.
Находившийся при консульстве СССР в Кызыле представитель Всесоюзного общества культурной связи с зарубежными странами (ВОКС) Шилин обратился в правление, что находилось в Москве, с просьбой оказать содействие Ермолаеву в выполнении порученного дела, тем самым помочь правительству ТНР в создании музея. Правление, в свою очередь, обратилось в Академию наук СССР, во многие музеи и выставочные комитеты. В письмах была выражена просьба принять участие в комплектовании фондов для будущего музея в Туве. Сохранились копии писем в Исторический музей, Ботанический сад, издательство «Новая деревня». Так, член бюро правления ВОКСа Л.К. Брагинский и заведующий отделом выставок А. Кинунов писали, что «правительство дружественной нам Танну-Тувинской Народной Республики организовало в городе Кызыле государственный музей, в котором имеются три отдела: местный, то есть краеведческий, революции и общеобразовательный. Отдел революции и общеобразовательный включают книги, плакаты, диаграммы, картограммы, фотоснимки и прочие экспонаты. Этот музей в условиях культурной отсталости страны, обладающей ограниченным количеством школ, призван сыграть крупнейшую культурную роль».
Правительство и общественность Тувы, связанные тесными узами дружбы с СССР, вправе были рассчитывать на самую активную культурную помощь. ВОКС стало посредником в этом культурном мероприятии. По его просьбе культурные и научные учреждения предоставили Тувинскому музею издаваемые ими книги, плакаты и другие материалы, характеризующие культурную, экономическую и общественную жизнь СССР и других стран. ВОКС брало на себя все расходы по пересылке экспонатов.
В течение пяти месяцев В.П. Ермолаев посетил музеи, выставки, научные лаборатории, кабинеты ученых. Он встречался с такими крупными учеными, как академик, минеролог А.Ч. Ферсман, палеонтолог М.В. Павлова, академик-востоковед С.Ф. Ольденбург и др. Позже В.П. Ермолаев вспоминал: «…для многих Тува представлялась кусочком Центральной Азии, о которой можно было узнать только из сугубо специальной литературы, очень и очень ограниченной и разбросанной по времени девятнадцатого и начала двадцатого столетия… Приходилось объяснять, как жил народ при нойонах и феодалах, чем люди питаются и т.д. После таких бесед некоторые считали себя первооткрывателями Тувы».
Письма ВОКСа и академика Ольденбурга к различным учреждениям помогли Тувинскому музею получить множество материалов, интересных экспонатов для общеобразовательного отдела. Экспонаты получены от Государственного Эрмитажа и Русского музея. Кроме картин, получены в дар несколько скульптур, образцы старинного оружия, рыцарские доспехи.
Зоологическим музеем Академии Наук были подарены следующие коллекции: чучела птиц, млекопитающих, пресмыкающихся, морских беспозвоночных насекомых. Минералогическим музеем выделена коллекция минералов, сыгравшая неоценимую помощь при определении местных материалов. Географическим обществом безвозмездно был передан набор аппаратуры с самопишущими приборами для организации метеорологической станции при музее.
Выделили материалы из своих фондов Центральный музей имени В.И. Ленина, Исторический музей, книгоиздательства и другие организации и учреждения. Это свыше 500 книг, брошюр, фотографий и рисунков, а также стереоскопический аппарат с набором диапозитивов. Все коллекции были отправлены бесплатно по железной дороге, а из Абакана груз был доставлен гужевым транспортом, обеспеченным из Кызыла.
Музей – это живой организм, который не стоит на месте. Активно пополняя свои фонды и расширяя экспозиционные площади, он превратился в одно из известнейших и посещаемых мест культуры.
У каждого музея есть замечательная миссия: сберечь всё, что создано поколениями предков, и передать потомкам, ведь наше настоящее без прошлого немыслимо. Приходя в музей мы возвращаемся к истокам!
Благодаря труду работников музея у жителей Тувы всегда есть возможность знакомиться с историей родного города, республики, страны, с прошлым и настоящим малой родины.
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, НАШ ЛЮБИМЫЙ МУЗЕЙ!
Дыртык-оол А.О., к.и.н., заведующий отделом истории и этнографии НМ РТ