На юге Тувы лежат хребты Западной Танну-Ола и продолжение Цагаан Шибету (Ак-Шивээ), на северо-западе — Западные Саяны, на западе — высокогорные хребты Шапшала — продолжение Алтайской горной системы. Отсюда берет начало воспетая в народе река Хемчик. Западные тувинцы, населяющие высокогорные долины, в течение веков были кочевыми скотоводами, разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей и верблюдов, а те, кто жил в горах, еще и яков.
Сообщение В.В.Радлова о том, что лошадей у тувинцев мало, и они ездят на волах, относится не ко всем тувинцам середины XIX в., а лишь к группе западных тувинцев района Кара-Холя и прилегающей местности, в частности в верховьях р. Алаш [14]. Этот любопытный факт был отмечен и русским географом П. А. Чихачевым, посетившим тувинцев в районе р. Алаш в 1842 г. Он писал: «…Кажется, на свете нет более странного зрелища, чем отряд тувинцев, сидящих на этих необычных «конях», мрачный рев которых является таким разительным контрастом с воинственным ржанием, уже издали извещающим о приближении арабской или турецкой легкой кавалерии» [19]. Эти животные не только используются для обычных перевозок, но и применяются на охоте. Тувинские яки (сарлык) отлично служили при перекочевках, навьюченные грузом, они могут взбираться на самые крутые горные перевалы. В этих условиях, со всех сторон огороженными горными хребтами, в долине Хемчика жили пять тысяч лет назад древние племена, которые сочетали скотоводство с охотой, отчасти с примитивным земледелием, о котором свидетельствуют древние оросительные каналы (сугарылга бугазы). Следы пребывания древних племен говорят о древнем металлоплавильном производстве: печи со шлаками, могильники — курганы разных времен со стелами, недалеко от них древние святилища с наскальными рисунками.
Бассейн Хемчика в западной Туве с его большими, малыми притоками, его прибрежные скалы местами сплошь покрыты наскальными изображениями древних людей. А.В.Адрианов высказывал более 140 лет назад о том, что много подобного материала разбросано по разным местам Алтая, Монголии и цепи Саян, нужно только собрать его, и тогда, несомненно, историческое прошлое народа будет для нас яснее. [1]. Он первым упоминает царские курганы долины р.Уюк (Оок), впервые от руки срисовывает наскальные изображения Бижиктиг-Хая в Барун- Хемчикском и Хая-Бажы в Дзун-Хемчикском кожууне.
Важную роль в изучении Тувы сыграла первая археологическая экспедиция под руководством советского специалиста Н. М. Богатырева в 1941г. в Пий-Хемском районе Тувинской Народной Республики. Основной задачей экспедиции являлось описание археологических памятников, и это было поддержано местными властями, о чем свидетельствует Постановление, принятое в 1942 г. Барун-Хемчикским хошунным комитетом Тувинской народно-революционной партии и Президиумом хошунного хурала депутатов трудящихся. Вторая экспедиция Государственного музея ТНР состоялась летом 1942 г. в западные хошуны, отряд возглавлял директор музея Д. Б. Данзын-оол. Всего было обследовано 103 кургана, множество каменных изваяний, стел с петроглифами [13].
Издавна река привлекала людей, которые продвигались вдоль этой могучей водной стихии, оставили на ее прибрежных скалах памятники наскального искусства. На каменных плоскостях этих святилищ тесно соседствуют рисунки разных исторических эпох, начиная с энеолита до древнетюркского времени и кончая нашим временем. Эти места считались священными, как например, Саянский каньон Верхнего Енисея.
В «Очерках урянхайской земли» в 1889 года Н. Ф. Катанов в своем письме В. В. Радлову пишет, что основными пунктами своих экспедиционных разъездов он избрал 14 торговых заведений русских купцов, расположенных в бассейнах рек Боом-Хемчика и Улуг-Хема, собрал значительный материал и о космогонии и демонологии тувинцев [16]. Так, 24 августа он записывает у шамана Топтан из рода Куулар следующие «алгыши» песнопения:
О имеющий бронзовые рога, доходящие до неба!
О мой бык, бронзовый и стальной, увешанный широкими кистями!
Испускающий из рта мускусную вонь!
Обнюхивающий всегда сзади!
Доходящий до моего неба!
Имеющий горб, подобный креслу!
Созвучен шаманский фольклор (алгыш) с наскальными рисунками. Бывало, что исполнение на игиле «рева быка» (буга бустадыры) провоцировало волнение в поведении живых быков, пасшихся неподалеку от юрты, и они в ответ поднимали рев [16].
В эпоху энеолита-ранней бронзы древнейшие скотоводы формируют мифоритуальные представления, в которых самую главную роль играл образ быка — воплощение много ипостасного божества и его атрибут. Бык является воплощением плодородия. В Туве есть святилища с подобными фигурами — изображения быков больших размеров на хребте Саамчыыр [8]. Значение слова «саамчыыр» связано с доением вымени коровы (саам-сут, саар), что вполне соответствует образам наскального святилища. Вырезанные фигурки быка у западных тувинцев, как неприкосновенного и почитаемого животного, преподносились при проведении обряда оваа дагыыр горным духам местности.
Отвод от русла реки оросительных каналов называли дословно «бычья голова». Весной перед пуском воды устраивали на месте обряд освящения канала — «буга бажы дагыыр». Каждый канал имел в Туве свое название. Так, штабс-капитан В. А. Ошурков пишет, что один из каналов по р.Хемчик назывался Нусчуя (Биче Шуй) [12]. Обычно каналы получали название в зависимости от названия местности, по которой они проходили. Ныне уже многие исследователи признают возможность сохранения земледельческих традиций у кочевников на протяжении весьма длительного времени.
В эпоху бронзы сюжеты рисунков стали более разнообразными. Они оказались представительными, с многофигурными сценами с фигурами людей в грибовидных головных уборах с луками в руках и овальными предметами около пояса, колесницами, животными с декорированными телами и изображениями хищников. Образ быка с «декорированным» туловом И.В.Ковтун определил к «южной» (младшей) тувино- алтайской группе, как к нашей Бижиктиг-Хаинской группе петроглифов, и относит к «геометрической» изобразительной традиции. «Геометризованные фигуры быков с массивным корпусом и сравнительно миниатюрной головой. У них подчеркнут выступ в виде «горба, поза статична, хвост опущен и оканчивается «кисточкой», шея отсутствует» [10]. Описание петроглифов Мугур-Саргола, камень № 108. Наверху представлена личина-маска с антенной и отростками по бокам головы. Справа от личины замечательное по тщательности исполнения силуэтное изображение быка, обращенного влево. У животного мощное туловище, четыре ноги с хорошо проработанными копытами, хвостом, двумя тонкими рогами, развернутыми в фас, слегка опущенной головой, с подшейными клоками. Рога, подшейные клоки, ноги и хвост зарублены и покрыты резными зашлифованными линиями [6].
Народные рисунки тувинцев присутствуют наряду с первобытными и средневековыми изображениями на скалах, относящиеся к этнографической современности. Находки произведений «скифо-сибирского стиля» на Алтае, в Туве и Монголии на таком общедоступном материале, как плоскость скалы, позволяют по- новому осветить на вопросы происхождения отдельных элементов этого стиля, выявить вклад местных племен в создание самобытной скифо-уюкской культуры Улуг-Хемского бассейна. «Скифский олень» Саяно-Алтая, — пишет М. П. Грязнов — не заимствован откуда-то с Запада. Его образ создавался в восточной половине скифо-сибирского ареала вполне самостоятельно на основе местных давних художественных традиций…».
Впервые вводят в научный оборот народные рисунки тувинцев, выполненные в резной технике. М.А.Дэвлет нашла свой ключ к разгадке народных рисунков тувинцев, выполненных в иной технике, изображения нанесены на скалы тонкой резной линией. Такие рисунки обнаружены вдоль «дороги Чингисхана» в местности Ортаа-Саргол и Мугур-Саргол. О дате петроглифов можно составить представление на основании рассмотрения предметов, изображенных на них, в частности кремневых ружьях (чактыр боо). Огнестрельное оружие применялось, по данным одних исследователей, с конца XVII в., по данным других — с XVIII в. Рисунки людей с ружьями встречены дважды. Первый — в урочище Мугур-Саргол, где на прибрежной скале вырезаны изображения всадника и неоседланной лошади. Другой наскальный рисунок обнаружен в местности Ортаа-Саргол, где представлена любопытная сцена коллективной охоты, наряду с семью лучниками, в ней участвует человек с ружьем, помещенным на сошки. Изображения охотников перекрыты резными рисунками женских фигур в тувинских национальных одеждах со сложными косами-прическами. Черты лица антропоморфных фигур не обозначены, голова обычно представлена в виде концентрических окружностей, кисти рук отсутствуют, как и ступни ног. Эти рисунки можно условно назвать «моделями национальной тувинской одежды» [5]. Понять внутренний смысл этих рисунков, интерпретировать их можно с появлением новой одежды, женских причесок, украшений накостника (чавага). Мастерицы из числа пастушек, обменивались опытом на предгорных пастбищах, не имея бумаги, чертили образцы выкроек и другого художественного рукоделия, как узоры, формы утвари и др., на подручных каменных плитах близ древних рисунков.
Для общения с мифическим миром возникало «театрализованное» действо при наличии необычных природных образований как каньон Верхнего Енисея — именно там совершались таинственные обряды, ритуальные действия в ходе этих церемоний выбивали различные рисунки. В обрядах, связанных культом огня, неба и плодородия участвовали шаманы с рогатыми головными уборами и бронзовыми зеркалами, как знака верховного жреца действия. От мистерии посвящения юношей в мужчин на воинов-охотников бронзового времени на берегу большой реки как отголоском осталась молодежная игра тувинцев «Ойтулааш», в полнолуние со своими частушками с прибаутками у костра до рассвета. Рисунки Ортаа-Саргол показывают, как они украшали деревянную утварь как кубок с ножками, аптара расписные сундуки, войлочные коврики с узорами, женские поясные аксессуары. На рисунке всадника с кремневым ружьем отчетливо нарисован знак-тамга на крупе лошади трикветр. О том, что триквестр и свастика являлись солярными символами в Южной Сибири скифского времени, свидетельствуют наскальные рисунки Куйлуг-Хема и петроглифы на правом берегу реки Чинге [5] Любопытно отметить, что знак трикветра сохранился среди тувинских тамг.
Из дневника Н. Ф. Катанова от 8 июня 1889 года «Сегодня приезжали сойоты Бейс — хошуна, которым принадлежали лошади со следующими клеймами свинец (коргулчун) к ойнарскому, как общий знак сумына» [7]. Западные тувинцы называют знак с тремя отростками «Yш адыр кылчы-демдек», а наши предки связывают с металлом «свинец». Кольца уздечных удил (суглук дээрбээнде), кованый круг с трикветром хранится в фондах Национального музея Республики Тыва. Также определенную древнюю генетическую связь знак «трикветр», возможно, имеет с тамгой «шындамал» (санскрит. чинтамани), которая, как и в случае с тамгой кас, существовала в Туве до принятия буддизма, а с его утверждением получила более широкое распространение [11].
На южных склонах горы Хербис, у подножия которой находится могильник Суглуг-Хем-2, в 1988 г. были обнаружены наскальные изображения. На скальном выступе треугольных очертаний, изображение четырех оленей. На самом верху фигура вожака с подогнутыми ногами, сделаны были сначала контурно с орнаментацией внутри — знаком трикветра. Также представлены народные рисунки тувинцев, процарапанные тонкой резной линией изображения деревьев и коническое шестовое жилище, крытое корой. Они связаны шаманскими культами, и на вершине воздвигнут оваа — каменная кладка в честь самого духа горы [9].
Наскальные святилища древних кочевых народов на виду у местных жителей, эти места почитали, копировали некоторые рисунки, не нарушая общую картину. Точность рисунка и тонкость гравировального мастерства на камнях Сары- Даша и Мугур-Саргола удивляет, каким уверенным почерком-линией выполнено. Они внесли свою информацию, начиная с сюжетных рисунков о коллективной облавной охоте на лыжах (шана), камлания шамана с бубнами и рисунков одежды с украшениями и формами домашней утвари и др. Кольца удил тувинских уздечек конского снаряжения хранят знаки трикветры со скифских времен. Старшее поколение мастеров камнерезного искусства владели интуитивно, на плоскость камня кончиком лезвия ножа наносили тонкий линейный рисунок тотемного животного, как древние художники на скалах каменной книги. Этим приемом рисунка традиция тувинской мелкой пластики продолжает историю древних предков.
Майны Б.С., методист отдела культуры, искусства, религии и краеведения НМ РТ
Список литературы:
1.Адрианов А. В. Путешествие на Алтай и за Саяны, совершенное в 1881 г. М.: Слово, 2007. — 148 с.
2.Вайнштейн С. И. Загадочная Тува. М.: Домашняя газета, 2009. — 359 с.
3.Вячеслав Даржа. Лошадь кочевников в традиционной практике тувинцев. Кызыл. Тув ИКОПР СО РАН.20032.
4.Дэвлет М. А. Петроглифы на кочевой тропе. Москва: 1982. — 128 с.
5.Дэвлет М. А. Петроглифы Улуг-Хема. / М. А. Дэвлет, В. А. Семенов. М. 1976. — 128 с.
6.Дэвлет М. А. Петроглифы Мугур-Саргола. Москва: 1980. — 27 с.
7.Катанов Н. Ф. Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1889 году по поручению ИАН и ИРГО. Кызыл: Слово, 2011. 383 с.
8.КилуновскаяМ. Е. Быки Саамчыыра. К юбилею М.А.Дэвлет. Кемерово. 2008. — С. 124-130.
9.Килуновская М. Е. Искусство древней Тувы (III-I тысячелетия до н.э.) / М. Е Килуновская, В. А. Семенов // Искусство Евразии. — 2009. — . — Т. 3, № 14. — С. 20-49
10.Ковтун И. В. Образ быка с «декорированным» туловом. Изобразительные традиции эпохи бронзы Центральной и Северо-Западной Азии. Проблемы генезиса и хронологии иконографических комплексов северо-западного Саяно-Алтая. Новосибирск. 2001. — 80 с.
11.Ондар Ч. Г., Бырыннай С. Л., Тюлюш А. Ч. Тамгопользование в культуре тувинцев: древность, традиционность и современность // Новые исследования Тувы. 2021. №1. С. 107-130.
12.Ошурков В. А. Отчет о поездке, совершенной летом 1902 года в Западные Саяны и западную часть хребта Танну-Ола (извлечения) / В. А Ошурков. М.: Слово, 2007. — 262 с.
13.Монгуш Ч. А.-С. Коллекция каменных памятников в собрании Национального музея Тувы // Новые исследования Тувы. 2019. № 2. С. 84-94.
14.Радлов В. В. Дневник путешествия к сойонам в 1861г. // (…) Путешествия к сойонам у Каракела и мои блуждания между истоками Кемчика и Абакана в 1861г. / В. В Радлов. М.: Слово, 2007. — 266 с.
15.Семенов Вл. А. Суглуг-Хем и Хайыракан. СПб. 2003. — 230 с.
16.Сузукей В. Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты. / В. Ю Сузукей. Кызыл. 1989. — 27 с.
17.Тугужекова В. Н. Роль Н.Ф.Катанова в изучении истории и культуры хакасов по материалам экспедиций // Мартьяновские краеведческие чтения, 2018-2019. — Т. Выпуск, № 12. Минусинск. С. 156
18.Филиппов А. К. Происхождение изобразительного искусства. СПб. 1997. — 87 с.
19.Чихачев П. А. Путешествие в Восточный Алтай (извлечения). М.: Слово. 2007. — 266 с.