К Году культурного наследия народов России: Памятник тувинской письменности. Субурган из серебра.

К Году культурного наследия народов России: Памятник тувинской письменности. Субурган из серебра.

Памятник создан в честь 80-летия тувинской письменности. Опираясь на традицию, согласно которой субурганы являются хранилищами священных предметов, он изготовлен высотой 108 см, отлит из чистого серебра с выгравированными пятью алфавитами: орхоно-енисейским, тибетским, старомонгольским, латиницей и кириллицей. Идея создания памятника и его проекта принадлежит доктору филологических наук, академику РАЕН и РАСН, директору музея Каадыр-оолу Алексеевичу Бичелдею. В благотворительной акции создания «Памятника тувинской письменности» приняли участие политические и общественные деятели, творческая интеллигенция, учителя и жители Республики Тыва, а также все сотрудники Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва и Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва.

Памятник глубоко символичен, поскольку, напоминая об этапах зарождения, становления и развития тувинской письменности, несет в себе мощный созидательный и объединительный заряд. Он создан на добровольные пожертвования жителей республики, полностью изготовлен интернациональной командой тувинских умельцев.
Первый этап работ выполнили народные мастера из Бай-Тайги – Сергей Кочаа и Владимир Салчак. Отделкой, нанесением надписей занимался ювелир Сергей Кирилов; готовил постамент, руководил установкой памятника Заслуженный художник России Леонид Уржук.
Памятник представляет собой копию традиционной буддийской ступы (субургана), выполненную в традициях тувинских мастеров-ювелиров. Имеет каноническую трехчастную структуру. Квадратное ступенчатое основание со сторонами размером 56х56 см.; традиционный массивный объем, венчающая часть в виде многоярусного зонта со слегка загнутыми нижними краями. Массивный объем кантхаки опоясывают три серебряных крученных пояска. С двух сторон от ниши укреплены анфасные изображения голов «божественного» персонажа – арзлана, выполненные по тибетским канонам иконописи. Тринадцать ярусов удерживают зонт соёмбо, имеющий в основании фигурки ваджры (очура) и узла бесконечности (олчей удазыны). Венчает зонт пояс из восьми фигурок с пламенным ореолом (распространенным многозначным символом), образующим корону. В ее центре установлены стилизованный полумесяц и солнечный диск. На его поверхности – выпуклая буква «Ъ», символ тувинского языка (фарингализация).

В нише расположена статуя Цонкапы, сидящая на позолоченном цветке лотоса, ее высота около 20 см. Нишу обрамляет куполообразная арка, поверхность которой покрыта рельефными изображениями в виде стилизованных вихреобразных облаков (коргулчун) с изысканными завитками, выполненными в манере восточноазиатской техники живописи.
Края многочисленных ступеней в основании субургана окантованы чеканными накладками (размеры 1,5х10 см, общее количество -16 шт. по 4 с каждой стороны). Накладки удлиненной формы с закругленными краями покрыты резным орнаментальным узором.
На стене субургана закреплены выпуклые полурельефные буквы пяти алфавитов: орхоно-енисейской (в основании субургана), тибетской письменности, старо-монгольский алфавит, знаки латиницы и кириллицы (по четырем сторонам), легшие в основу современного тувинского языка. Высота букв орхоно-енисейской письменности 2 см., тибетской и старо-монгольской письменности – от 1 до 1,5 см., заглавные и прописные буквы латиницы и кириллицы 1,2х0,7 см.
С четырех сторон поверхность украшают небольшие (диаметром 1,5 см.) накладные ковано-чеканные розетки в виде Колеса Учения, а также стилизованные орнаментальные завитки с медальонами посередине, в верхней части в серебряные накладки вставлены полудрагоценные камни (кораллы овальной формы).
Позолоченный постамент с четырех сторон украшают накладные серебряные многолепестковые (4-х, 5-ти, 8-ми лепестковые) розетки, равноудаленные друг от друга. Рельефные накладки по краям представляют собой декоративные элементы, выполненные по мотивам традиционных тувинских орнаментов (чечектеп). Верхняя ступень покрыта резными стилизованными лепестками лотоса, символа просветления.
По всей площади памятника на стыках ступеней (основание субургана, постамента) располагаются крученые серебряные полоски, несущие как декоративный, так и скрывающие технические швы.
Общая высота памятника составляет 108 см., стороны основания – 56х56 см. основание позолоченного постамента имеет стороны размером 87х87 см., высота 22 см.

Памятник поступил в музей в 2013 году. Имеет инвентарный номер КП 11679, является украшением постоянной экспозиции «ДПИ. Серебро»
Памятник тувинской письменности – яркий образец ювелирного, технического и художественного мастерства, имеет историческое, культурологическое и художественное значение.

Бырыннай С.Л., хранитель 1-й категории отдела учета и хранения фондов НМ РТ