Бурзекей Сурасович Сат

Бурзекей Сурасович Сат

К 110-летию со дня рождения отважного командира,
славного сына Тувы

Славный боевой путь прошли в годы Великой Отечественной войны советского народа тувинские кавалеристы 6-го гвардейского кавалерийского корпуса. Они воевали на полях Подмосковья, в тяжелых боях с гитлеровцами освобождали города и села Украины, осуществляя освободительную миссию. Воины 8-ой кавалерийской дивизии в условиях бездорожья зимой и ранней весной 1944 г. совершали героические рейды по тылам врага. Были изнурительные бессонные ночи, стремительные марш-броски, короткие бои с вражескими гарнизонами немцев.
В составе вышеназванной дивизии воевали и лучшие сыновья, и дочери Тувы, которые добровольно пошли воевать против фашистской Германии. Украинский писатель И.В. Савгир в своем рассказе «Араты, вперед!» повествует о подвигах тувинских кавалеристов. Много места в рассказе отводится описанию подвига 11-ти пулеметчиков по главе со старшим лейтенантом Бурзекеем при освобождении села Сурмичи.
«Эскадрон тувинцев не в силах был сдерживать наступление превосходящих сил фашистов, тем более, что кончились боеприпасы. Кечил-оол приказал прикрыть его отход. Бурзекей ясно осознавал, что если пулеметчики пропустят немецких автоматчиков, они расстреляют их товарищей на открытой местности. На протяжении нескольких часов горстка пулеметчиков-тувинцев отбивала яростные атаки врагов. Из одиннадцати бойцов в живых остался Бурзекей. Он открыл огонь по фашистам, которые падали на снег вокруг него. Но вот свинцовая пуля вонзилась ему в плечо, а другая чиркнула по голове. Отважный командир продолжал стрелять, пока его не оставили силы. Бурзекей сел на дно окопа, в кармане он нащупал ручную гранату. Почти рядом он услышал чужую речь, кто-то ударил ему в бок тяжелым сапогом. Бурзекей собрал последние силы и выдернул предохранительную чеку гранаты».
Имеется другой рассказ о гибели пулеметного взвода Сата Бурзекея П.Филиппова, собиравшего в течение многих лет материалы о подвигах тувинских кавалеристов. По его сведениям, храбро воевали пулеметчики Донгур-Кызыл, Самбу, Ховалыг, Туметей. Доброволец Судер-оол тогда доставил патроны и гранаты и передал указание Кечил-оола об отходе, однако Бурзекей решил вступить в бой и не пропустить фашистов. Во время артиллерийской атаки командир пулеметчиков был ранен в голову, но не оставил своих подчиненных. Несмотря на непрерывные огневые атаки противника, Бурзекей подбадривал своих бойцов. Однако от разорвавшегося рядом снаряда его вторично ранило. Последние его слова были: «Бей гадов!» Судер-оол вынес умирающего командира с поля боя. Последним в живых оставался Донгур-Кызыл. Когда у него кончились патроны к пулемету, он стал стрелять из карабина, а затем бросил последнюю гранату. Так погиб храбрый пулеметчик.
Каким был он, наш тувинский герой, храбрый командир пулеметного взвода в составе 31 полка 8-ой дивизии имени Морозова? Прочитаем следующие строки подполковника запаса И. Кокошкина: «Сат Бурзекей слыл на своей родине, в далекой Туве, храбрым парнем. По словам однополчан, он был веселым и трудолюбивым человеком, не боявшимся никаких трудностей. Его девизом в жизни было: «Человек для того и создан, чтобы стремиться вперед, развиваться и совершенствоваться». После призыва в Красную Армию Бурзекей вместе с Кечил-оолом, командиром эскадрона тувинских добровольцев, с отличием окончил Тамбовское кавалерийское училище. Он обладал незаурядным талантом художника, в свободное от работы время любил рисовать пейзажи родной, близкой сердцу Тувы: предгорья живописных заснеженных Саян, берега могучего Енисей, великой сибирской реки… Сат Бурзекей любил также историю, народные легенды, этнографию. Он довольно часто рассказывал друзьям-однополчанам, как 60 богатырей восстали против феодалов. Бурзекей в полку и эскадроне был одним из лучших песенников, любил исполнять боевые песни про героев…
Когда разгорелся жаркий бой за освобождение города Ровно, Бурзекей со своим взводом первым ворвался в его предместья, подавил огневые точки врага и дал возможность полку быстро овладеть центром города, захватить его густые парки, железнодорожный вокзал. Стремительные атаки взвода Бурзекея ошеломили врага, привела его в замешательство… Взвод Сата Бурзекея наступал в направлении населенного пункта Сурмичи, превращенного фашистами в мощный узел сопротивления. Отсюда гитлеровцы под прикрытием сильного огня бросались в яростные контратаки. На подступах к этому населенному пункту бойцы Сата Бурзекея сумели захватить очень важную высоту, которая господствовала над Сурмичами. Гитлеровцы всячески стремились разгромить взвод Бурзекея. Одна контратака следовала за другой, но бурзекеевцы, руководимые своим отважным командиром, героически продолжали удерживать высоту.
Поле боя было усеяно трупами врагов, которых косили пулеметным огнем. Но с каждой минутой редели и ряды взвода. В нем оставалось менее половины бойцов, а враг лез и лез на горстку храбрецов. Наконец, после одной из яростных атак, Сат Бурзекей остался с пятью бойцами-пулеметчиками. Бой шел не на жизнь, а насмерть. Бурзекей сам косил врагов из пулемета, цепи фашистов ломались под его метким огнем. Гитлеровцы получили приказ оставшегося в командира захватить живым и доставить в штаб. Но не сдался Бурзекей. Когда кончились патроны и пулемет умолк, принялся забрасывать врагов гранатами. Свыше десяти фашистов уложил он осколками гранат, а сам погиб на поле боя смертью храбрых».
Славный подвиг Сата Бурзекея очень подробно описал участник сражений при освобождении Сурмичи, также тувинский доброволец Михаил Белекпенович Сундуй в своей книге «Эки турачы аъттыг эскадрон» («Кавалерийский эскадрон добровольцев»), где дана краткая биография героя. Бурзекей родился в 1912 г. в сумоне Хондергей. В характеристике, данной командованием Тувинской народно-революционной армии, есть такие строки: «…прошел военную службу в тувинской армии в 1930-1932 гг. В 1932-1934 гг. учился и окончил Тамбовскую военную школу, где готовили командиров. С 1939 г. член Тувинской народно-революционной партии. Был командиром взвода. С 1939 г. командир эскадрона. Был требовательным к себе и своим подчиненным. Способен преодолеть любые трудности. Имеет воинскую закалку». За этими сухими строками видна яркая личность отважного человека. В воинской учетной карточке от августа 1943 г. сказано, что он был женат, имел троих детей: Ким-оола 6 лет, Тамару 3 года и Алдын-оола 1 год. Жену звали Иргит Долзатмаа. Автор книги М. Сундуй в 1989 г. писал, что его дети жили в Эрзинском кожууне.

Дыртык-оол А.О., к.и.н., заведующий отделом истории и этнографии НМ РТ