Тувинские ступы согааш в этнографическом собрании Национального музея им.Алдан-Маадыр Республики Тыва

Тувинские ступы согааш в этнографическом собрании Национального музея им.Алдан-Маадыр Республики Тыва

Традиционная утварь является одной из важнейших составляющих материальной культуры любого народа. Она многообразна и функциональна, изготавливалась из разных материалов: металла, дерева, кожи, шкур, войлока, внутренностей домашних и диких животных, которые были сравнительно доступны при кочевом образе жизни [1]. Но первенство по численности среди домашней утвари тувинцев-кочевников по праву принадлежит предметам из дерева – прочного, легкого, самого доступного и легко поддающегося обработке материала.

Для народов Сибири и Дальнего Востока дерево являлось универсальным материалом, применявшимся практически во всех областях жизни. Прекрасное знание природных свойств древесины, умение их использовать с помощью специальной обработки (нагревания над костром, вымачивания, смазывания смягчающими растворами, распаривания, сочетания разных пород) позволяли придать исходному материалу прочность, легкость, гибкость. Нередко при выборе поделочного материала учитывались даже его вкусовые качества (так, тувинцы, алтайцы квасили молоко в сосудах, сделанных из тополя). Использовали практически все виды окружающей их
древесной растительности. Выбор породы дерева зависел от знаний о качествах, технических возможностях древесины [12].

Большая часть утвари из дерева и бересты изготовлялась в условиях домашнего производства. Обработкой дерева занимались в основном в межсезонье, в свободное от основной хозяйственной деятельности время. Работа по дереву была мужским занятием: нехитрые деревянные изделия, особенно, посуду умел изготовить каждый мужчина. В большинстве хозяйств имелись основные столярные инструменты.

Тувинские этнографические коллекции в фондах Национального музея РТ отражают в достаточной мере традиционную культуру тувинцев. Многие из них нашли отражение в исследовательских работах музейных сотрудников, например, ритуальные ложки тос-карак [4], коллекция корыт – специальных блюд для мяса [9], тувинские ножи [10], в том числе, в последней работе автора о коллекции деревянных ведерок [5].

Рассмотрим долбленые деревянные ступки, которые имелись в каждом хозяйстве, обычно, одна большая для толчения зерна (согааш-бала, соктааш-бала или тараа согаажы) и две маленькие – для размельчения чая (шай согаажы) и соли (дус согаажы), часто маленькая ступка была одна, тогда ее называли шай-тус-согаажы. Как отмечал С. И. Вайнштейн: «… в отличие от хуунгов ступки делали главным образом специальные мастера, в особенности это относилось к заказам для сравнительно обеспеченных семей, которые выполнялись известными своим ремеслом столярами» [2].

Большие ступки (высотой 50-60 см) предназначались для толчения зерна, в основном, жареного проса (тув. чиӊге-тараа) для получения таких блюд, как тараа и далган, которые были в повседневном рационе тувинцев. Ступы для зерна имели большой, массивный цельнодеревянный пест бала, который условно состоял из трех частей: нижней – ударной, средней – с отверстием, служившим ручкой, и массивной верхней части для придания большей массы при ударе. Хранили ступы для зерна на открытом воздухе вблизи юрт, наверное, поэтому их обычно не украшали. Чего не скажешь о ступках для чая и соли (высотой 20-30 см), которые обычно украшались резными
орнаментами и нередко раскрашивались в разные цвета. Красочная роспись на плосковыемчатых и плоскорельефных резных узорах делала их еще более выразительными. Эти ступки служили своеобразным украшением интерьера юрты. Пестиком для этих ступок обычно служила галька вытянутой овальной формы. Маленькие модели ступок, обычно орнаментированные, служили и игрушками для детей [2].

Особенностью ступ и ступок является монолитность их формы и прочность древесины, так как они должны были выдерживать удары пестика при размельчении зерна, соли и чая. Для их изготовления обыкновенно применяли тополь или лиственницу. Исследователь О. С. Монгуш отмечает: «Древесина тополя широко использовалась тувинцами как поделочный материал, она шла на изготовление самых необходимых предметов домашней утвари. Предпочтение, отдававшееся древесине тополя, не случайно, она – умеренно-мягкая, светлая, довольно легкая, но вязкая и прочная (ее трудно расщепить или расколоть). Древесина тополя, лучше других древесных пород поддающаяся долблению, шла в основном на изготовление деревянной посуды: ступ (согаажы), корыт (деспи), ведер разных размеров (ыяш хууң)» [8].
Ступки изготавливались в технике долбления. Сначала отрезали кусок ствола дерева, обычно тополя, в котором выдалбливали середину, которую доводили потом до гладкости с помощью ножа [2]. Тулову этих сосудов придавали форму цилиндра с поддоном, реже, в юго-восточной Туве они имели вид банки [3].

Как уже говорилось выше, предметы из дерева в быту тувинцев были самыми многочисленными. Деревянные предметы домашней утвари в этнографическом собрании Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва (НМ РТ) также являются одной из самых многочисленных его составляющих и насчитывают 549 единиц, из них почти две трети (317 ед.) составляют предметы посуды, выполненные из дерева и бересты. Основная масса этнографических материалов, в том числе, ступ, поступила в фонды музея в 1950-1980-х гг., когда музейные сотрудники активно комплектовали музейный фонд во время передвижных выставок и командировок по районам республики [8].

Музейные предметы приобретают более высокую значимость и ценность при выявлении истории их бытования, в каких процессах они участвуют, как используются в быту и хозяйственной деятельности. Для музея, как хранителя социальной памяти, важно сохранить сам процесс, в котором предмет задействован [11]. К сожалению, большинство предметов не имеют легенд, т.е. сведений о среде их бытовании. Источниками знаний для музейных сотрудников, в основном, служат исследования ученых-этнологов, таких как Севьян Израилевич Вайнштейн, Монгуш Борахович Кенин-Лопсан, Леонид Павлович Потапов, Вера Павловна Дьяконова и др., и таких мастеров-краеведов, как Монгуш Хола-Салович Черзи, Саая Мижитеевич Когел,
Сундуй-оол Монгушевич Арандол и др.

Ступы для зерна (согааш-бала) из музейной коллекции насчитывают 14 ед., а ступки для чая и соли (шай согаажы) 54 ед. Если для больших ступ для толчения зерна массивный пест также вырезался из дерева, то для шай согаажы в качестве пестиков обычно служила галька удлиненной формы.

Ступки для толчения зерна в собрании НМ РТ нашли отражение в статье музейных сотрудников Л. К. Монгуш и Ш. Х. Монгуш. Они пишут, что в фондах музея всего хранится 15 таких ступ, часть из которых переданы для экспонирования в филиалы музея в кожуунах. Основная часть коллекции поступила в музейный фонд в середине прошлого столетия, когда земледелие в народном хозяйстве тувинцев приобрело значительный размах из-за повсеместного применения советской агротехники. Среди этих ступ также имеются декоративные экземпляры, изготовленные в начале ХХI в., их отличает стилизованный вид и орнаментация [7].

По нашим уточненным данным в фонде «Этнография: дерево» числятся 14 ступ для зерна, все они были в употреблении, из них 2 ступы с пестами экспонируются в залах головного музея в Кызыле: одна – в чуме экспозиции «Тайга: традиции природопользования», вторая – в юрте экспозиции о традиционном быте тувинцев. Еще 3 ступы в настоящее время экспонируются в филиалах музея (Алдан-Маадырский, Чаданский и Туранский). Высота ступ для зерна из музейной коллекции варьируется от 35 см до 62,5 см, а длина деревянных пестов к ним – от 64 см до 85,5 см (рис. 1).

В музейной коллекции не все ступы имеют песты, а три из них были окрашены
снаружи бывшими владельцами краской (предположительно, масляной), видимо, с
целью их лучшей сохранности. Одна ступа окрашена в коричневый цвет (такой краской
раньше окрашивали деревянные полы в домах) и две ступы окрашены в темно-синий
цвет. Ступа, которая экспонируется в Алдан-Маадырском филиале, украшена снаружи
трафаретом (краской) в виде Т-образного меандра (рис. 2).

В коллекции музея имеются 8 ед. игрушечных ступ для зерна, их высота составляет 5-9 см (рис. 3).

Среди них одна украшена резными ромбами по тулову, одна окрашена в красный цвет, на одной ступе на тулове, по-видимому, цветными фломастерами, тонкими линиями изображен орнамент в виде «узла счастья».

Ступки для чая и соли по форме аналогичны ступам для зерна – вытянутое долбленное тулово (цилиндрической формы) имеет массивный поддон-основание (Рис. 4).

Об их декоре С. И. Вайнштейн писал: «Декор на ступках также размещался зонально, но гораздо разнообразнее, чем на ведерках для молока. В узорах на ступках нередко сочетались криволинейные и геометрические фигуры». Он же отмечал, «что в узорах на деревянных изделиях тувинские мастера сохранили значительно больше традиционных форм, чем в предметах из металла. Это и понятно. Здесь влияние «моды» сказывалось значительно слабее, а привозных деревянных вещей почти совсем не было [2].

Ступки для чая и соли в фондах музея более многочисленны, их насчитывается 54 ед., к ним имеются 20 каменных пестиков естественного происхождения (из удлиненной гальки). Высота ступок варьируется от 13,5 см до 33 см, длина каменных пестиков – от 12,6 см до 27 см. Обычно у этих ступок имеется одно ушко сбоку венчика горловины для подвешивания к стенке юрты. Другой характерной чертой этих ступок является наличие пистонов от пуль, вбитых в верхнюю часть венчика горловины. По-видимому, эти пистоны, кроме практического функционала (делали более прочной горловину), носили и декоративный характер.

Среди музейных ступок выделяется своей формой одна, она имеет форму цилиндра без ножки-поддона (рис. 4). Как писал С.И. Вайнштейн, такие ступы (в виде банки) были характерны для восточных тувинцев [1]. Эта ступка поступила в музей в 1964 г. из с. Кунгуртуга (Тере-Хольский кожуун). У другой необычной по форме ступки на тулове и поддоне вырезаны неширокие грани, снаружи она окрашена в темно-коричневый цвет (рис. 5).

Необходимо отметить, что более половины ступок для чая (28 из 54 ед.) из музейной коллекции никак не декорированы снаружи, т.е. не имеют ни резных узоров, ни нарисованных. Только шесть из них просто окрашены снаружи одним цветом. Это немного противоречит информации С. И. Вайнштейн, изложенной в его монографии «История народного искусства Тувы», который писал: «… из осмотренных нами 217 ступок для чая лишь 29 были без узоров» [2].

Среди декорированных можно выделить ступку (рис. 6), которая может служить образцом тувинской традиционной деревянной резьбы.

Эта ступка поступила в музей в 1979 г. от школьного музея с. Баян-Тала Дзун-Хемчикского района. Ее размеры: высота 22 см, диаметр венчика 11,8 см, диаметр поддона 13 см. Ступа выдолблена из куска ствола дерева и имеет цилиндрическую форму, сужающуюся к ножке (поддону). Вдоль боковины венчика вырезаны 2 желобка. В верхнюю часть венчика по всему его периметру вбиты металлические пистоны от пуль для прочности и украшения
горловины. Тулово и ножка ступы украшены сплошным резным геометрическим орнаментом (зигзагообразным и дугообразным).

В музейной коллекции 15 ступок для чая и соли окрашены, иногда в разные цвета,
среди них:

7 ступок окрашены, но не имеют резных узоров, из них одна имеет граненное
тулово;

4 ступки окрашены поверх резных узоров;

2 окрашенные ступки имеют на тулове только вырезанные пояски (желобки);

1 ступка покрыта лаком поверх узоров, выполненных выжиганием;

1 ступка украшена нарисованным трафаретом.
Таким образом, коллекция тувинских ступ для зерна, чая и соли представлена аутентичными образцами традиционной тувинской посуды из дерева. Она, несомненно, представляет большой интерес для дальнейших этнологических и культурологических исследований, со стороны музея нуждается в дальнейшей каталогизации и издании ее результатов в виде отдельного музейного каталога.

Комбу Э.В., хранитель l категории отдела учета и хранения фондов НМ РТ

Список литературы:
1. Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. Проблемы кочевого хозяйства. М. 1972. С. 247.
2. Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. М. 1974. С. 112.
3. Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии. М. 1991. С. 95.
4. Дыртык-оол А. О. Ритуальный предмет тос-карак как артефакт музейной культуры // Ермолаевские чтения: материалы IV научно-практической конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл, 2020. С. 38-43. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2686-9624-2020-38-43
5. Комбу Э. В. Деревянная утварь тувинцев: по материалам коллекции ведерок из фондов Национального музея Республики Тыва // Ермолаевские чтения: материалы IV научно-практической конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл, 2020. С. 141-145.
6. Монгуш К. Ш. Из опыта собирательской работы Тувинского музея в 1970-1980-е гг. // Первые республиканские Ермолаевские краеведческие чтения (9-10 октября 2012 г.). Кызыл, 2013. С. 120-122.
7. Монгуш Л. К., Монгуш Ш. Х. Предметы земледелия у тувинцев как источник по изучению традиционного хозяйства // Ермолаевские чтения: материалы III научно-практической конференции (23-25 мая 2019 г.). Кызыл. С. 184-190. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2686-9624-2019-184-190
8. Монгуш О. С. Роль тополя в быту тувинцев // Первые республиканские Ермолаевские краеведческие чтения. Кызыл. 2013. С. 155-156.
9. Монгуш Ш. Х. Обзор коллекции корыт в фондах Национального музея Республики Тыва // Ермолаевские чтения: материалы IV научно-практической конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл, 2020. С. 75-79. DOI: https://www.doi.org/10.24412/2686-9624-2020-75-79
10. Нурзат Э. Б. Проект каталога «Тувинские национальный ножи в фондах Национального музея Республики Тыва» // Ермолаевские чтения: материалы IV научнопрактической конференции (19 июня 2020 г.). Кызыл. 2020. С. 132-137. DOI: https://www.doi.org/ 10.24412/2686-9624-2020-132-137
11. Решетников Н. И. Проблемы и принципы комплектования // Электрон. ресурс: Сайт «Открытый текст (Нижегород. отд. Росс. общ-ва историков-архивистов)». Режим доступа: http://www.opentextnn.ru/museum/N.I.Reshennikov._Museum_and_the_Museological_problems_of_modernity/?id=6090. (Дата обращения 07.07.2021 г.)
12. Традиционные промыслы и ремесла народов России / СПб гос. ун-т технологии и дизайна, Ин-т технологии традиц. промыслов многочисленных народов России. СПб: Дрофа, 2004.