Вот такой интересный отзыв оставил один из посетителей нашего музея — пенсионерка Тамара Петровна Анохина. Это больше чем отзыв, это целая страница из ее личной истории, с которой она с удовольствием с нами поделилась. Мы благодарим Тамару Петровну за такой искренний и необычный отзыв:
«Здравствуйте, уважаемый директор! Пишет Вам пенсионерка Анохина Тамара Петровна (1935), работавшая около трёх лет 60-х годов XX века Каа-Хемском районе Тувинской автономной республики в колхозе «Путь к коммунизму» зоотехником. Колхоз располагался в селе Медведевка вдоль реки Енисей.
Председатель колхоза был Киселёв Григорий Алексеевич. Он приехал с семьей своей из Воронежской области, окончив техникум по садоводству. Он от природы был сильный организатор. В 6 часов утра – планерка в правлении колхоза. Быстро сообщает план работы по животноводству, растениеводству, расходимся домой позавтракать. Иду на кон-базу, запрягаю своего коня и еду. У меня главное – овцеводство. Расположены места проживания чабанов с семьями в 8,20 км, свиньи – примерно в 10 км, крупный рогатый скот в 5 км, а через Енисей двое пожилых людей ухаживали за курами (яиц надо было немного — для школы и ещё куда-то).
Морозы тогда были сильные, но ввиду отсутствия ветров (горы Саяны оберегали нас), они переносились довольно легко.
Однажды к концу лета, примерно 1963 года, поехали мы с тремя молодыми ребятами – тувинцами забрать из Кызыла около 100 голов нетелей чёрно-пёстрой породы. Их выписали ещё до моего приезда. Ребята – верхом, я на автобусе. А «Ветеринарку» (так звали лошадь фельдшера, которую взяли в конюшне вместо моего прихворнувшего вороного). Переправив животных на пароме от Кызыла ввиду надвигавшихся сумерек, мы сначала решили заночевать здесь. Но коровы не захотели ложиться и двинулись. Мы вскакиваем на седла. Я забыла золотое правило, которое внушал нам педагог по коневодству: «Прежде чем сесть седло, проверь надёжны ли тяжи к стременам. Забыв про то, что и лошадь-то не моя, я не обратила внимания, вскочила на седло. Тяж оборвался, ударил в брюхо коня железным стременем. Конь взвился и понёс. Я и уговаривать его, и ругать — бесполезно. Несётся сначала вдоль дороги от Кызыла, потом непонятно куда. Сколько так продолжалось — не помню. Вдруг показались огоньки ближайшего селения от Кызыла. Я ногами направила коня в плетень. Конь остановился. Я кричу: – «помогите!». Выходит пожилой тувинец. Помогает слезть с коня. Я села на землю, идти не могу. Через некоторое время несётся табун нетелей, ребята соскакивают и кричат: – «Мы думали, что такое? Не разнёс вас!».
Отъехали мы от селения недалеко, уложили коровушек и по очереди, один ходит вокруг стада, остальные лежат, дремлют. Так мы ехали второй день, останавливаясь, чтобы чай вскипятить. К вечеру пригнали скот на место. Вот так мне запомнились ребята, добры молодцы.
Наблюдала спустя месяцы, как сакманщицы ухаживают за ягнятами. Только к своей матке подсаживают несколько раз в день, не допуская падежа малышек, несмотря на большие отары овец. Я на правлении колхоза предложила отметить самоотверженный труд сакманщиц. В основном это были женщины в возрасте. На правлении выделили деньги и купили каждой по отрезу дорогой шерстяной ткани.
Не могу забыть талантливого техника-осеменатора. Предыдущая зоотехник его обучила. Он держал в отдельном загоне баранов–производителей, в сезон охоты кормил их особым рационом. У проверенного на качество семени (под микроскопом) самца брали семя. Как выявить самок в охоте! Всем бараном половой орган затягивает мешком он прыгал на самку, его в сторону, а семя от лучшего вливали самке.
Поэтому от овцеводства колхоз имел хорошую прибыль.
Я успела одно внедрить: отделять малышей-ягнят по полу. Баранчиков пасли отдельно, их сдавали на мясо, самочек пасли отдельно, это будущие овцематки.
К нам в колхоз рвались многие даже из-за Урала, ибо хорошие были оплаты. А все благодаря Киселеву. На правлении решали не принимать не сразу в колхоз, а на испытательный срок: если за месяц замечали, что пьет человек – прощай!
Музей в Кызыле очень хороший. Чего стоят одни шахматные фигурки. Надо бы не забывать тувинское народное творчество, язык беречь. А теперь о С.К. Шойгу, какой материал можно оставить потомкам всего доброго! Всего доброго Т.П.».