ОЖИВШИЙ КАМЕНЬ МАСТЕРА КАГАЙ-ООЛА

ОЖИВШИЙ КАМЕНЬ МАСТЕРА КАГАЙ-ООЛА

В Национальном музее открылась временная выставка  «КАМНЕРЕЗ. ПЕДАГОГ. ОТЕЦ», посвященная 65-летию Заслуженного художника Российской Федерации АЛЕКСЕЯ КАГАЙ-ООЛА

Алексей Салчакович Кагай-оол – один из видных камнерезов Республики Тыва, имеющий уникальный узнаваемый стиль и манеру, работающий плодотворно и активно с 1970-х годов.  Родился 18 октября 1958 года на  родине камнерезного искусства, в Бай-Тайгинском кожууне. Первые азы мелкой пластики освоил у одного из родоначальников скульптуры малой формы чонар даш Хертека Коштайовича Тойбухаа, который вел кружок в Кызыл-Даге для детей. Профессиональное становление мастера неразрывно связано с обучением в Кызылском училище искусств, где произошла его судьбоносная встреча с первой женщиной-камнерезом, лауреатом государственной премии имени И.Е. Репина Раисой Ажиевной Аракчаа, ставшей для молодого Алексея учителем и наставником.

После окончания училища Алексей поступил работать художником-оформителем в Художественно-производственных мастерских Союза художников Тувы, где научился навыкам резьбы по дереву. Именно во время работы в мастерских он открыл для себя новые технические и художественные возможности, создал яркие творческие работы. От резьбы одиночных фигур постепенно перешел к композициям. Выработал свои приемы работы с камнем.

Алексей Салчакович Кагай-оол – активный участник республиканских, региональных и всероссийских выставок, как «Анималисты России», «По родной стране», «Всероссийская выставка народного искусства» и «Сибирь социалистическая». Член Союза художников Российской Федерации с 1990 года.  

Индивидуальный стиль мастера наиболее ярко проявился в анималистике. Его любимые темы для изображения – это однофигурные, многофигурные композиции с горными козлами, архарами, верблюдами, сарлыками. Благодаря особой наблюдательности и прекрасному знанию натуры образы животных, увековеченные в камне, отличаются филигранным техническом совершенством исполнения, предельной выразительностью, гармонией формы и ритма, утонченностью декора и безупречным чувством материала. В частности, в современных произведениях как «Сильный ветер» (2022), «Под мирным небом» (2022), «Тоолзуг Тывам хɵɵнери» (2023) почерк автора легко угадывается в изображении рогов и шерсти, поражающих зрителя тончайшей детализацией и ажурностью, сопоставимый с лучшими образцами западноевропейской скульптуры Бернини, Рафаэля Монти и Джованни Страцца.

Работы Алексея Салчаковича представлены во многих музеях России и за рубежом. Только в Национальном музее имени Алдан-Маадыр находятся 29 работ из камня. Кагай-оол не только сам работает творчески, но и учит подрастающее поколение искусству чонар даш. На протяжении 15 лет мастер обучает детей в Республиканском Центре развития дополнительного образования. Его ученики уже участвуют на региональных, всероссийских выставках по изобразительному искусству.

Алексей Кагай-оол находится в расцвете творческих сил, полон будущих творческих замыслов и всегда стремится к новым достижениям в изобразительном искусстве Республики Тыва. В 2023 году мастер стал победителем в I республиканском фестивале «Ус-шевер Тыва» и стал почетным обладателем Мастеровой премии «Лучший мастер».

Выставку можно посетить в экспозиционном зале № 5 третьего этажа Национального музея до конца декабря.

Информацию подготовила Жанна Айжы, методист отдела культуры, искусств, религии и краеведения.