Продолжаем рубрику «ЛИЦА НАУКИ В МУЗЕЕ»

Продолжаем рубрику «ЛИЦА НАУКИ В МУЗЕЕ»

размещено в: Новости | 0
Ховалыг Роланда Биче-ооловна – главный хранитель Национального музея Республики Тыва, Заслуженный работник культуры Республики Тыва, член ВООПИК, эксперт культурных ценностей, аспирант ТывГУ, участник гранта Российского научного фонда «Комплексные этногенетические, лингвоантропологические исследования родовых групп Тувы: универсальность, локальность, трансграничье» (№ 22-18-20113) с 2022 по 2024 гг.
Автор популярной книги «Тувинская традиционная одежда. Тыва ундезин хеп» (Н. «Наука» 2018, 350 с.).
Исследователь тувинской традиционной одежды, автор 35 опубликованных научных статей, 2 — подготовленных на публикацию, из них: 28 научных статей ( 7 — ВАК и СКОПУС, 21 – РИНЦ) и, 7 – научно-популярных статей, редактор 6 печатных изданий.
Научно-исследовательскую деятельность она начала с начала 2000-х годов, результатом которой стала её монография о тувинской традиционной одежде. С 2010-х годов Ховалыг Р.Б. начала серьезно заниматься научной деятельностью. С выходом монографии у народных мастеров появилась возможность руководствоваться ею при изготовлении тувинской традиционной одежды, соблюдать ее основные каноны, участвовать в возрождении и восстановлении забытых разновидностей одежды, таких как женский эдектиг тон, безрукавная женская одежда шегедек, войлочный кафтан хевенек, капюшон на зимних и демисезонных тонах бүдээлге, короткополая одежда хүрме и многие другие ее элементы. Этим и обусловлена практическая значимость темы исследования.
Результаты исследований прошли апробацию и значительный мониторинг. На их основе регулярно проводились лекции, выступления с докладами на конференциях и семинарах республиканского масштаба. Перед изданием монографии методом экспертных оценок в 2018 году 23 марта был организован круглый стол «Тыва үндезин хеп: хүннүң чидиг айтырыглары» (Тувинская традиционная одежда: актуальные проблемы) среди знатоков тувинской традиционной одежды из всех кожуунов республики, в результате работы которого некоторые сомнения, возникшие в ходе исследований, рассеялись. В 2019 году во время презентации монографии 14 июня был проведен семинар «Тувинская национальная одежда: основные каноны и проблемы ее развития» для мастеров по пошиву национальной одежды, который стал, итогом многолетних исследований автора темы традиционной одежды тувинцев.
Как участник гранта РНФ, Р.Б. Ховалыг участвовала в работах этнолого-антропологических экспедиций. С 27 сентября по 15 октября 2022 г. Р.Б. Ховалыг принимала участие в экспедициях по западным Дзун-Хемчикском, Сут-Хольском кожуунам и в г. Кызыле. Участниками экспедиции осуществлены антрополого-этногенетические исследования родовых групп тувинцев, проживающих в данных территориях, а лично ею проведено исследование по своей теме тувинской традиционной одежды.
В 2022 году по результатам экспедиции написана научная статья «Историко-этнографические аспекты тувинской женской наплечной одежды эдектиг тон» в международном научном журнале КИГИ РАН Orbtynfk studies. Целью исследования является историко-этнографическое изучение женской наплечной одежды эдектиг тон: выявить ее особенности, семиотику, различия у тувинских родов, в том числе разобраться еще в одном его названии — терлик тон ‘роскошный тон’ или дерлиг тон ‘букв. потный тон’ в контексте родоплеменных групп тувинцев. В статье проанализирован комплекс историко-этнографических материалов по женскому эдектиг тон: изыскания в трудах исследователей Тувы, музейные и полевые материалы, в том числе экспедиции по комплексным этногенетическим, лингвоантропологическим исследованиям родовых групп Тувы.
В результате выявлено различие в других названиях этого вида тувинской женской одежды, прослежен генезис ее деталей, установлена одна из ее пред¬шествующих форм ибчи тон, сходная с хакасской одеждой. Выводы. В статье представлены этногенетические и этнокультурные связи женского эдектиг тон у тувинцев с одеждой других народов, а также особенности его терминологии.
В 2022 году еще опубликована статья в сборнике Ермолаевских чтений «Комплекс зимней традиционной одежды тувинцев конца XIX — нач.XX вв. (этнографический аспект)».
Во время экспедиции 2022 года в г. Кызыле получена от информанта Адыг-Тулуш Л.С. ценная информация о раннее неизвестных широкой публике женских украшениях баштаң и богаа. Адыг-Тулуш Л.С. о них узнала от своей бабушки. «Баштаң» — украшение к лицу, состоящее из бус или серебра, его носят вместе с женским головным убором «баштаңгы». Чтобы получить подтверждение к словам информанта в первом квартале 2023 г. Ховалыг Р.Б. изучена коллекция декоративно-прикладного искусства тувинцев в фондах Национального музея Республики Тыва. Информация Адыг-Тулуш Л.С. подтвердилась: в фондах Национального музея Республики Тыва было обнаружено серебряное украшение к лицу с неизвестным названием, которое прикрепляется к головному убору, а нагрудное украшение «богаа» в фондах музея отсутствовало. Украшение к лицу, оказывается, имеет название «салбаң». По результатам исследования фондов музея и экспедиции 2022 года выступила с докладом в VII-ой научно-практической конференции «Ермолаевские чтения», прошедшей 6-7 июня 2023 г. в Кызыле. Во II-ом квартале 2023 г. написана научная статья «О женских украшениях салбаң и богаа», опубликованная в сборнике научно-практической конференции «Ермолаевские чтения», который индексируется РИНЦом.
В ходе экспедиции по западным кожуунам и г. Кызылу выявлено, что у тувинских женщин до начала ХХ в., кроме накосных, поясных украшений и ювелирного гарнитура (серьги, кольца, пертсни, браслеты, ожерелья и др.) имелись украшения к лицу – баштаң и отдельное от халата тон нагрудное украшение – богаа, которые в настоящее время вышли из обихода и забылись.
Об этих забытых украшениях свидетельствуют единственный экземпляр наголовного украшения лица (раньше название было неизвестно) серебряный набор баштаң, который относится к женским височно-наголовным украшениям, являющийся семейной реликвией богатого рода, хранящийся в Национальном музее Республики Тыва, и сведения, полученные в ходе экспедиции от информантов. Нагрудно-шейное украшение богаа у тувинцев, видимо, бытовало до начала господства Маньчжуро-Цинской империи, которая внесла заметные изменения в одежду тувинцев. Женский ибчи-тон, который носили с отдельным украшением богаа, постепенно трансформировался в эдектиг тон, на котором богаа стало, украшающей грудь, несъёмной деталью. Таким образом, в результате исследования, к тувинским женским украшениям, включающим накосные, поясные и ювелирные, появились новые виды украшений – шейно-нагрудное богаа и наголовно-височное баштаң.
С 7 по 21 ноября 2022 года в 2-х районах Монголии – Ховдинском и Баян-Ольгийском аймаках проведена экспедиция по изучению родовых групп этнических тувинцев. Благодаря гранту РНФ смогла глубже исследовать, изучить свою тему – тему тувинской традиционной одежды, участвовать в экспедициях, опубликовать научные статьи в международных научных журналах СКОПУС.
В ходе данной экспедиции была исследована и изучена традиционная одежда этнических тувинцев, живущих в городах Ховд, Баян-Улгий и в сомоне Цэнгэл. Целью исследования стали изучение особенностей традиционной одежды этнических тувинцев Монголии и выявление ее отличий от традиционной одежды материнского этноса. У одежды тувинцев Монголии (алтай тывалары) и материнского этноса (таңды тывалары) единые истоки, которые после исторического разобщения единого тувинского народа получили отдельные векторы развития. Одежда тувинцев материнского этноса претерпела кардинальные изменения под властью Цинской империи Китая и практически вышла из обихода в советское время, когда многие традиции, обычаи, элементы национальной культуры искоренялись как «пережитки темного прошлого» и во многом были утрачены. Несмотря на то, что все эти процессы затронули и Монголию, многие традиции и обычаи доманьчжурского периода, в том числе одежда, у этнических тувинцев Монголии сохранились. По всей видимости, в скотоводческой Монголии традиционный быт и традиционная материальная культура никогда не теряли своего значения, потому и во многом сохранились. Вот такое положение культурных традиций наблюдается в начале XXI в. у двух групп населения соседних стран, некогда бывших единым народом.
В результате в 2023 году опубликована научная статья «Особенности традиционной одежды этнических тувинцев Монголии» в скопусовском журнале КИГИ РАН «Oriental studies».
На основе изучения и исследования коллекции чиновничьей одежды периода Маньчжуро-Цинской империи Китая и фотонегативов начала ХХ в. В.П. Ермолаева в фондах Национального музея Республики Тыва и научных трудов ученых-исследователей Тувы написана научная статья «Маньчжурские элементы в традиционной одежде тувинцев». По результатам данных исследований приняла участие в XI-ой международной научной конференции «Этнография Алтая и сопредельных территорий в дискурсе новационных и традиционных подходов: антропологическое измерение региональной истории и культуры народов» в Барнауле с 26 по 28 ноября 2023 г. с докладом «Маньчжурские элементы в традиционной одежде тувинцев».
Научная статья «Маньчжурские элементы в традиционной одежде тувинцев» опубликована в сборнике данной конференции «Этнография Алтая и сопредельных территорий» под редакцией Т.К. Щегловой, который индексируется в РИНЦе.
В 2024 году принимала участие в научной конференции «Ф.Я. Кон – исследователь этнографии Тувы», посвященной к 160-летию со дня рождения Ф.Я. Кона, с докладом «Тувинская традиционная одежда в трудах Ф.Я. Кона», организованной ТИГПИ 17 июня 2024 г., также выступила с докладом «Традиционная нательная одежда тувинцев» в VIII-ой научно-практической конференции «Ермолаевские чтения.” Подала в сборник научно-практической конференции “Ермолаевские чтения” статью “Тувинская традиционная одежда в трудах Ф.Я. Кона».
В фондах Национального музея изучила и исследовала традиционную нательную одежду тувинцев в коллекции тувинской традиционной одежды и фонде фотонегативов В.П. Ермолаева, также провела работу с информантами Адыг-Тулуш Л.С., Хомушку А.Ч., Оргежик Ч.М. На основе исследований написала статью “Традиционная нательная одежда тувинцев”.
Также Роландой Ховалыг исследована и изучена жизнедеятельность первого президента Тувы Ш.Д. Ооржака, написала статью “Яркий представитель рода Ооржак”.
В 2024 году одной из больших ее работ стало издание книги, которая стала результатом исследования родового происхождения государственных и политических деятелей Тувинской Народной Республики, т.е., ею исследовано и изучено родовое происхождение государственных и политических деятелей Тувинской Народной Республики: Монгуша Буяна-Бадыргы – основателя Тувинского государства, Сата Чурмит-Тажы – Председателя ТНР (1929-1938 гг.), Лопсана-Чамзы – пандито камбы-ламы всей Тувы в нач. ХХ в., Монгуша Хайдыпа — правителя Даа кожууна, Сат Лопсана – правителя рода Сат, которые произошли из одного предка Сат Уртун-Назына (Кокей нойона). И по результатам данного исследования при финансовой поддержке гранта РНФ подготовлена на издание книга « Ук ызыгууру чангыс (Из одного рода»).
Вклад Ховалыг Роланда Биче-ооловны в исследование тувинской традиционной одежды не только сохраняет культурные традиции, но и помогает молодежи и мастерам возрождать и развивать эти ценности в современном обществе. Ее работа является примером важности исследования и популяризации национального наследия для будущих поколений.