История одного предмета: статуэтка-сувенир «Родина – мать зовет»

История одного предмета: статуэтка-сувенир «Родина – мать зовет»

На  выставке? организованной Национальным музеем им. Алдан-Маадыр РТ к 75-летию Сталинградской битвы, решившей переход стратегической инициативы в ходе войны, «Горячий снег Сталинграда» представлены фотографии из фондов Музея Победы на Поклонной горе, музейные экспонаты из фондов НМ РТ. Среди материалов, выставленных в экспозиции из фондов НМ РТ, особый интерес у посетителей вызывает символ Сталинградской битвы – настольный сувенир скульптуры «Родина – мать зовет». Сувенир-памятник был подарен в краеведческий музей им.60-ти богатырей в 1979 г. студентами педагогического института им. Серафимовича г.Волгограда

Металлическая статуэтка скульптуры, отлитая из металла темного цвета размером в 24,5*14*6,5 см. изготовлена в Советском Союзе во второй половине XX века. Статуэтка представляет собой фигуру женщины, шагнувшей вперёд с поднятым мечом. Общая высота статуэтки 24,5 см, размер подставки 6*6,5 см, высота фигуры женщины 15 см, длина правой руки с мечом 6,5 см, длина левой руки 7,3 см, меча 9 см. В передней части подставки имеется рельефная надпись: «Волгоград». С мечом в руках «Мать» призывает своих сыновей встать на защиту Отечества. Правая её нога слегка отведена назад, торс и голова энергично развёрнуты влево. Лицо суровое и волевое. Сдвинутые брови, широко открытый, кричащий рот, раздуваемые порывами ветра короткие волосы, сильные руки, облегающее длинное платье, раздуваемые порывами ветра концы платка – всё это создает ощущение силы, экспрессии и непреодолимого стремления вперёд. Несмотря на достаточно маленький размер, данный сувенир передает те эмоции и чувства, которые были заложены в ее оригинал – монумент «Родина – мать зовет», возвышающийся на фоне небосклона на Мамаевом кургане.

Скульптура «Родина – мать зовет» — композиционный центр памятника-ансамбля «Героям Сталинградской битвы». Строительство велось с 1959 по 1967 гг. Перед авторами скульптурной композиции на Мамаевом кургане стояла задача увековечить память событий одной из самых кровопролитных битв Великой Отечественной войны, положившей начало коренному перелому. С чем Е.В. Вучетич и Н.В. Никитин успешно справились.  К периоду построения в 1960-ее гг. была самой высокой статуей в мире, на сегодняшний день статуя занимает почетное 9-ое место. Её высота — 85 метра, длина руки — 20 и меча — 33 метра. Общая высота скульптуры — 87 метров. Вес скульптуры — 8 тысяч тонн, а меча — 14 тонн. Ее высота была определена Н.С. Хрущевым, который ультимативно заявил, что она должна быть выше Статуи Свободы в Америке. Статуя является аллегорическим образом Родины, зовущей своих сыновей на битву с врагом

В скульптуре автор изобразил фигуру, по одной из версий, спортсменки-дискоболки Нины Думбадзе, а лицо — с жены Веры. По разным данным, для скульптуры также позировали Анастасия Антоновна Пешкова, Валентина Изотова или Екатерина Гребнева. Также существует мнение, что статуя имеет параллели с фигурой «Марсельезы» на триумфальной арке в Париже, а также что поза статуи была вдохновлена статуей Ники Самофракийской.

Сегодня, как и Мамаев курган, невозможно воспринимать отдельно от «Родины-матери», так и сам курган невозможно отделять от его истории. Удержать Мамаев курган для войск 62-й армии и его командующего генерал-лейтенанта В. И. Чуйкова было вопросом жизни и смерти. Фашисты стремились овладеть им, невзирая на потери. Бои за эту высоту продолжались 135 дней.

Ежегодно свыше двух миллионов человек приезжают в город на Волге, чтобы отдать дань памяти его защитникам. В 2045 году станет известно, какое послание оставили своим потомкам герои Сталинградской битвы: именно тогда будет вскрыта капсула с текстом обращения к будущим поколениям, заложенная на территории мемориала в 1970 году ветеранами Великой Отечественной войны.

Чыргалан С.Ю., мл.н.с отдела истории и краеведения НМ РТ