«Декоративно-прикладное искусство тувинцев. Серебро»

размещено в: Постоянные, Текущие | 0

Выставка «Декоративно-прикладное искусство тувинцев. Серебро» предоставляет возможность музейным посетителям увидеть уникальную коллекцию предметов из серебра, одного из редких собраний, которое знакомит с традициями этнического ювелирного, декоративно-прикладного искусства тувинского народа.

В собрании музея на примере более 300 предметов представлены практически все виды ювелирного искусства — одного  из самых древних и распространенных видов декоративно-прикладного искусства. Поскольку оно всегда было тесно связано с меняющимися условиями быта (например, со стилями одежды), ювелирные изделия выступали в роли своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца; в качестве амулетов они имели магический смысл (уже в древности драгоценным камням и металлам приписывалось мистическое влияние). В ходе исторического развития социально-престижное значение изделий ювелирного искусства постепенно начинает преобладать над религиозно-мистической функцией. Наиболее значительные в художественном отношении изделия изготовляли и изготовляют из благородных металлов (золота, серебра) или более дешевых (бронзы, меди, стали, олова) и их сплавов.

Художественная обработка металла была издавна одним из основных видов прикладного искусства у всех групп тувинцев. Работа по металлу, в том числе ювелирная, была целиком в руках кузнецов дарган.

Традиция курения это целый комплекс этических и эстетических норм, вкусовых привычек, поведенческих реалий, мировоззренческих представлений и религиозных верований. Представленные курительные принадлежности позволяют, как бы изнутри взглянуть на особую эстетику жизни восточного курильщика, подчиненной другим законам – неспешности, стремлению к гармонии, медитативной сосредоточенности. Курительные принадлежности – трубки, табакерки, кисеты, огнива – широко вошли в быт, стали непременным аксессуаром традиционной одежды, и часто захоранивались с умершим или бережно передавались из поколения в поколение. При встрече гостя курительные принадлежности хозяина обычно бывают на виду. У курильщиков имелось несколько трубок для разных ситуаций: промысла, домашнего отдыха, праздника. Различались трубки мужские и женские. Изящно сделанная трубка, табакерка или кисет, отделанные серебром, были предметом особой гордости и щегольства, отражали более высокое социальное положения их владельца.

Женские курительные трубки – кыс данза по размеру делались более длинными и тонкими. На матерчатых кисетах таакпы хавы тувинцев нередко можно встретить красивые узорные парные металлические бляшки. Их пришивали на обеих сторонах кисета. Бляшки имели кольца, через которые пропускалась цепочка. На ней обычно висели копалка для трубки и чашечка для прикуривания. Парные бляшки хап дергизи делали из серебра, реже из бронзы. Они имели круглую, сердцевидную, овальную либо зооморфную форму и с чеканным либо штампованным узором, нередко дополненным вставными камнями и цветной эмалью.

Традиционные украшения.

В конце XIX – начале ХХ вв. не только женщины, но и мужчины пользовались разнообразными украшениями, многие из которых входили в состав комплекса традиционного костюма. Характерный для тувинцев обычай носить на поясе подвесные фигурные пряжки (дерги) имеет весьма давние традиции в тюркской среде со II-ой половины I тысячелетия н.э. Именно к этому времени восходят тувинские подвесные поясные пряжки, состоящие из 2-х частей, соединенных между собой шарниром. Подвески – дерги – одна из основных принадлежностей мужского костюма, их носили парными, т.е. на поясе полагалось иметь две одинаковые по форме, размеру и декору и материалу пряжки, которые вешали по бокам – слева и справа, но нередко пользовались, особенно малоимущие, и одной пряжкой. К пряжке слева мужчины подвешивали огниво с металлической чашечкой для сбрасывания табачного пепла, серповидный крючок для очистки трубки от гари, а иногда и раковина тун  в качестве амулета. На дерги справа подвешивали нож в ножнах. Женщины изредка надевали подвесные пряжки, но лишь как украшения, иногда к ним привязывали небольшие шелковые кисти.

Украшения – серьги, кольца, перстни, браслеты, гребни, накосники – женщины-тувинки очень ценили. Качество, количество и внешний вид украшений, которыми пользовалась женщина, зависели от ее семейного и имущественного положения и возраста.  Белый цвет имеет глубокий символический смысл для тувинца. Это цвет благополучия, чистоты помыслов человека, счастья.

По тувинской традиции девочки начинают носить серьги с 3-х лет. Уши прокалываются толстой иглой, затем туда вдевают коротенькую палочку от зеленого чая. Когда рана заживает, надевают серьги. В детстве у девочек были простенькие округлые серьги, а с 13-14 лет они получали от родителей сложные фигурные серьги, которыми пользовались вплоть до замужества. К свадьбе невесты из зажиточных семей имели уже дорогие серебряные серьги, которые они носили до старости, когда вновь их заменяли на более простые серьги.

Конская упряжь.

С древнейших времен лошадь для населения Тувы был основным средством передвижения. Ее использовали для верховой езды, в военных походах, для перевозки грузов. Конская упряжь являлась мерилом знатности и богатства его владельца. Лошади имели разнообразные клички связанные с мастью характером, внешним видом.

Памятник тувинской письменности. Буддийская ступаСубурган из серебра.

Памятник создан в честь 80-летия тувинской письменности. Опираясь на традицию, согласно которой субурганы являются хранилищами священных предметов, он выполнен в виде субургана высотой 108 см, отлитого из чистого серебра с выгравированными пятью алфавитами: орхоно-енисейским, тибетским, старомонгольским, латиницей и кириллицей. Как отмечает министр образования Тувы, доктор филологических наук, инициатор создания субургана Каадыр-оол Бичелдей, памятник глубоко символичен, поскольку, напоминая об этапах зарождения, становления и развития тувинской письменности, несет в себе мощный созидательный и объединительный заряд.