Фонды Национального музея Республики Тыва можно назвать, без преувеличения, истинной сокровищницей.
Долгое время в фондах находился предмет, о котором никто толком ничего не знал. Странный предмет был похож на молитвенные четки, сделанные из кожи. Позже было установлено, что это, действительно, четки — старообрядческая лестовка. При изучении предмета выяснились очень интересные факты.
Лестовкой на Руси называли традиционные христианские чётки. Название произошло от древнерусского слова «лествица», или по-другому лестница. Она внешне напоминает гибкую лестницу и символизирует в христианской традиции духовное восхождение с земли на небо. Основное назначение лестовки — быть помощницей в церковном и домашнем молении, чтобы легче было сосредоточиться на словах молитвы и знать точный счет своего правила (необходимого количества читаемых молитв).
Самый древний источник с упоминанием лестовки (или вервицы) относится к 4 веку, задолго до крещения Руси в 10 веке. Святитель Василий Великий, проповедник и архиепископ, в основанных им монастырях ввел в обиход монахов вервицу (веревочная петля с 103 узлами) для правильного счета молитв. Затем лестовка стала неотъемлемым атрибутом верующего, возносящего его дух с каждой «ступенькой» все выше к небу.
Лестовка представляет собой замкнутый круг — символ вечности. Она состоит из плотно затянутых и переплетенных между собою твердых кожаных петелек-бобочек, которые идут друг за другом в строго установленном порядке, неизменном в течение долгих веков. В бобочках завернуты бумажные свитки со знаменитой Иисусовой молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного!». Итого, получается 103 молитвы. Так, 12 первых малых ступеней говорят о 12 Христовых апостолах. Последующий отсчет — 38 малых ступеней обозначают 38 недель пребывания Младенца Христа во чреве Пресвятой Богородицы. 2 большие ступени и заключенные между ними 38 малых символизируют традиционное для церковной символики число «40». Следующие малые 33 ступени обозначают годы земной жизни Иисуса, а последние 17 — ветхозаветных пророков, говоривших о Христе. Пустые места перед лапостками (лепестками) символизируют небо и землю. Замкнутый круг ступеней — напоминание о непрестанной молитве. Четыре треугольных (в честь Святой Троицы) лапостка символизируют четырех евангелистов, обшивка вокруг лапостков — евангельское учение. Внутри между верхними лапостками вшиваются семь небольших лоскутков или бусин (передвижек) по числу семи церковных таинств.
Внешняя сторона лапостков может иметь красивую отделку. Для мужской лестовки типичны темные цвета с вышитыми начальными буквами имен евангелистов, а для женщин — более яркий, нежный цвет и узорная бисерная вышивка. Особенно торжественный и нарядный вид имеют венчальные белые или серебристые лестовки для новобрачных. Усопшему христианину в последний путь непременно полагается погребальная лестовка, вкладываемая в левую руку.
Использование лестовок в повседневной молитвенной жизни является отличительной чертой старообрядцев в наше время.
Увидеть лестовку можно на картинах «Боярыня Морозова» В. Сурикова и «Иван Грозный» А. Васнецова.
Вот какое историческое значение заключено в таком скромном и неприметном предмете, о котором в музее долгое время никто ничего не знал.
Бочегурова Г.А., экскурсовод культурно-образовательного отдела НМ РТ