В Национальном музее Республики Тыва представлена экспозиция, посвященная декоративно-прикладному искусству тувинцев (зал № 5, 3 этаж). Акцент в экспозиции ставится на металлических украшениях. В последнее время стало актуально уделять внимание религиозно-философской стороне материальной культуры. В данном посте рассмотрим магико-религиозные функции металлических украшений тувинцев.
Традиционные украшения с незапамятных времен имели магическое предназначение. По мифологическим представлениям тувинцев металлические украшения обладали целительным, охранительным и очистительными свойствами.
Тувинцы верили, что металлические украшения имеют лечебное воздействие на организм человека. Например, медные браслеты были довольно популярны у женщин среднего и старшего поколения. По их представлениям, медные браслеты могли вылечить от головных болей, нормализовать давление и облегчить боль в суставах. По сообщениям Е.А. Михайловой, перламутровые металлические украшения также благоприятно влияли на организм владельца. Вера в лечебную силу украшений характерна для культуры тюркских народов.
По мифологическим представлениям народов Сибири металл является материалом, обладающим огромной сакральной силой. Металл широко употребляли для изготовления всевозможных украшений и их деталей. Сами по себе металлические украшения, блеск металла, звон металлических подвесок в мировоззрении всех сибирских народов обладали способностью уберечь от воздействия злых сверхъестественных сил.
Целый ряд обычаев был связан с охраной и попытками защиты детей от злых духов. По поверьям тувинцев, внешняя душа ребенка (сунезин) бродит около его физического тела, поскольку у детей нет постоянного индивидуального предмета, который бы мог стать вместилищем для души. Незащищенная детская душа могла быть украдена злыми духами, и ребенок, у которого она была украдена, вскоре умирал. Похожие поверья бытовали и у других тюркских народов. У якутов существовали различные духи-пожиратели детских душ – ого абаасыта. А по сообщениям Потапова Л.Р., хакасские шаманы похищали детские души для другой бездетной семьи, и за этим делом ходили в соседнюю Туву. Поэтому с первых дней жизни ребенка окружали различные предметы, которые предостерегали его от болезней и смерти. К таким предметам относились также металлические украшения. Например, мальчику при рождении вдевали сережку в правое ухо, чтобы злые духи приняли его за девочку и не навели беды. По сведениям А.И. Саввинова, оленекские якуты тоже прокалывали уши мальчикам и вставляли серьги, чтобы ввести в заблуждение злых сил.
У тувинцев охранительная сила приписывалась остроконечным предметам. Постоянное ношение острых металлических предметов быта и украшений имело символический характер. В связи с этим остроконечные украшения всегда присутствуют в традиционном костюме тувинцев. Женщины подвешивали к поясу игольницы, ножницы, а мужчины — ножи в ножнах. Кроме того, ножи и ножницы использовали в качестве амулетов, подкладывая под пеленку новорожденному.
Следует упомянуть о магических свойствах женских накосных украшений (чавага). В традиционных мировоззрениях тувинцев накосные украшения выполняют охранительную и магическую функции, связанные с плодовитостью женщин фертильного возраста. Как считают исследователи М.О. Сиянбиль и А.А. Сиянбиль, девичье накосное украшение (боошкун) тоже было оберегом, так как у тюркских народов Южной Сибири с языческих времен три шелковые нити (с раковиной каури и бронзовой пуговицей на конце) служили средством притяжения Умай, небесной богини прядущей судьбы людей.
У многих тюркских народов сложилось поверье, связанное со звенящими металлическими предметами. По материалам А.И. Саввинова, звон металла осмысливался как нечто магическое, ритуальное, считалось, что он обладает особой очистительной силой.
В свадебных обрядах металлические украшения – одно из составных частей свадебных нарядов жениха и невесты. Специально для данного мероприятия заказывали у кузнецов набор свадебных украшений: массивные сложные серьги, кольца, браслеты, накосники и подвески к поясу. Жениху к свадьбе специально изготавливали поясные подвески, которые издавали при ходьбе мелодичный шум от перестукивания серебряных изделий.
Отражением довольно сложных представлений являлась ритуальная функция огнива. Огниво представлялось как олицетворение духа огня. Почитание огня является универсальным, широко распространенным у многих тюркских народов. По материалам А.И. Саввинова, в якутских верованиях огонь является чистейшим духом, и потому берегутся оскорбить его чем-нибудь нечистым. Оскверненная вещь переносится через огонь и получает первобытную чистоту. Огонь по представлениям тувинцев греет, освещает и очищает. Очистительная функция огня наглядно проявляется в обряде углехождения «от кырлаар». Данный обряд проводится для очищения от отрицательной энергии. Когда человек проходит по горячим углям, вся эта отрицательная энергия сгорает в огне, и человек очищается.
У тюркских народов поверья и суеверные представления довольно похожи. Такое явление связано с древнейшими мировоззренческими образами, получившими распространение в среде тюркоязычных народов Южной Сибири.
Таким образом, в традиционном мировоззрении тувинцев металлические украшения, помимо утилитарной и декоративной, приобретали другие функции: лечебную, охранительную и очистительную. Украшения сопутствовали тувинцам на протяжении всей их жизни, поэтому, неудивительно, что именно им выпала роль оберега.
Литература:
1. Вайнштейн С.И. Мир кочевников Центра Азии. М: «Наука», 1991.
2. Михайлова Е.А. Съемные украшения народов Сибири // Украшения народов Сибири: Сб. МАЭ.Т.LI / Отв.ред. Л.Р. Павлинская –СПб: Наука, 2005.
3. Монгуш Ч.В. Обряды как отражение традиционных верований тувинцев и хакасов в XIX – XX вв. – Томск, 2005. – [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.sun.tsu.ru.
4. Саввинов А.И. Традиционные металлические украшения якутов XIX – начало XX века. Новосибирск: Наука, 2001.
5. Сарыглар Ч.Ш. Обряд углехождения в связи с культом огня у тувинцев (по материалам этнографических исследований) // Актуальные проблемы исследования этноэкологических и этнокультурных традиций народов Саяно-Алтая. Материалы 1-ой международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов. – Кызыл, 2012.
6. Сат Л.Ш. Прически и традиционные украшения тувинских женщин (XIX – нач. XX вв.) // Проблемы истории Тувы. – Кызыл, 1984. – С. 194.
7. Сиянбиль М.О., Сиянбиль А.А. Традиционный тувинский костюм (история, символика). – Кызыл: Республиканская типография, 2000.
8. Потапов Л.П. Умай – божество древних тюрков в свете этнографических данных // Тюркологический сборник, 1972. – М.: Наука, 1973.
Отдел истории, Сангы-Бадра Р.Р.