Семья является одной из самых важных ценностей общества. Не случайно А. Адлер называл семью «обществом в миниатюре, от целостности которой зависит безопасность всего большого человеческого общества». Под ценностями мы понимаем значимые для личности предметы и явления окружающей действительности.
У тувинского народа на протяжении веков сформировалась традиционная культура со своим комплексом духовных ценностей, на которые повлияли такие факторы как природа, климат, религия, образ жизни. Так, тувинцев отличало бережное отношение к природе и ко всему живому, терпимость, духовное самосовершенствование. Но в суровых природно-климатических условиях Тувы единственной формой выживания являлась семья. Поэтому семья являлась одной главных ценностей тувинского народа.
В конце ХIХ — начале ХХ веков тувинская семья входила в состав аала. Аал — не просто группа юрт, кочующих вместе, а довольно устойчивое объединение нескольких семей, связанных родством и общностью земельных пастбищ-угодий. Кочевая семья в составе аала могла произвести все, что было необходимо для жизни.
В составе семейно-родственной группы аалов тувинская семья состояла из родителей и неженатых детей. Семья родителей считалась главной и называлась улуг-ог (большая главная юрта). Большая родственная привязанность — одна из отличительных черт тувинцев. Многосторонние отношения с родственниками, основанные на таких началах как взаимопомощь, взаимопонимание и взаимодоверие по сей день являются одними из ключевых ценностей тувинского народа.
Брак считался обязательным для каждого. Существовал запрет браков в пределах поколенной лестницы родства. Поколенная лестница родства в конце ХIХ — начале ХХ вв. исчислялась от восьми и пяти колен. Общепринятая форма брака — сватовство. Сватовство закрепляло право жениха на невесту. Вступление девушки в брак, в основном зависело от воли родителей, причем сватали обычно в раннем возрасте. Это было связано с подготовкой приданого (юрта со всем внешним и внутренним убранством) невесты к положенному сроку — когда невесте исполнялось 14-15 лет.
Браки никем не регистрировались, разводы были редки. При создании новой семьи чувства молодых, как правило, во внимание не принимались, на первом плане стояли хозяйственные соображения. Поэтому свадьба часто становилась началом несчастной семейной жизни. В случае смерти жены, чтобы не расставаться с калымом-скотом, мужчина-вдовец мог жениться на младшей незамужней сестре. Таким образом, институт брака в традиционном обществе выполнял еще и экономические функции.
Фактически заключенным брак считался после проведения обряда «дугдээшкин». Девушке разделяли косу и заплетали две косы. Затем следовал обряд «куда», когда девушка переезжала в аал жениха, где проводилось пиршество в честь молодых. Наряду с традиционным заключением брака в конце ХIХ — начале ХХ вв. появляется оформление брака, получившее название «анаа олуржуп алган улус» («просто вместе сели»). Такие браки, по мнению С.М. Биче-оол, заключала в основном аратская беднота [2].
Отец семейства являлся главой семьи, хозяином юрты, он отвечал за благополучие семьи. Отец обучал сыновей различным промыслам, охоте, и прочим хозяйственным занятиям. Мать полностью отвечала за семейный быт и до замужества мать обучала дочь всем женским работам – умению вести хозяйство, уходу за скотом, приготовлению пищи, шитью, прядению и т.д.
Тувинские семьи были многодетными. Детей тувинцы считали главным богатством. По свидетельствам иностранцев, посещавших Туву в конце ХIХ —начале ХХ вв., «к детям родители относились удивительно нежно и заботливо. Благодаря нежному обращению с детьми в младенчестве, родители пользуются у них громадным уважением и любовью» [8]. Сирот охотно брали на воспитание. Внебрачных детей не отличали от законнорожденных и никогда не бросали. В кочевом быту главный воспитательный метод – личный пример родителей. Старшие дети рано начинали ухаживать за младшими. С раннего детства детей приучали к трудолюбию, учили правилам поведения в семье и обществе.
Таким образом, семья считалась главной ценностью тувинцев. Тувинские семьи отличала большая родственная привязанность и взаимопомощь. Женитьба сына и замужество дочери являлись важным событием в семье, в котором участвовал весь род. Одним из главных мотивов вступления в брак и создания семьи считалось рождение детей. Семьи были патриархальными, роль женщины в хозяйстве и семье признавалась очень важной. Женщина имела равноправное положение в семейном быту и была экономически независимой, так как приданое было неотчуждаемым.
Тувинские семьи отличала атмосфера родительского тепла, взаимное уважение и доверие в семье, заботливое отношение к детям искреннее уважительное отношение к старшим и младшим.
Список использованной литературы:
1. Айыжы Е.В. ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА ТУВИНЦЕВ РОССИИ, МОНГОЛИИ И КИТАЯ. Oriental Studies. 2017;(1):58-66. https://doi.org/10.22162/2075-7794-2017-29-1-58-66
2. Биче-оол С.М. Традиционные брачно-семейные отношения у тувинцев и их изменения в связи с социалистическими преобразованиями в Туве.//Автореферат дисс. к.и.н. – Ленинград, 1974 – 20 с.
3. Забелина В.А. Первые шаги на пути раскрепощения женщины-тувинки.//Ученые записки. Вып.16. – Кызыл, 1973. – С.83.
4. История Тувы. Т. 2./Под общей ред. В.А. Ламина. – Новосибирск: Наука, 2007. – С.46.
5. Культура традиционной тувинской семьи. Учебно-методическое пособие для учителей. – Кызыл: Институт развития национальной школы, 2014. – 120 с.
6. Курбатский Г.Н. Отражение социального сознания тувинцев в фольклоре.// Этносоциальные процессы в Сибири. — Вып.4. – Новосибирск, 2001. – С. 183-184.
7. Субботин Сергей Васильевич Тувинская семья и ее функции. Традиции и инновации // Вестник КИГИ РАН. 2016. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tuvinskaya-semya-i-.. (дата обращения: 12.06.2020).
8. Традиционная культура тувинцев глазами иностранцев (конец XIX – начало XX вв.)./Под ред. А.К. Кужугет. – Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2002. – С. 180.
Тулуш С.С., с.н.с., отдела истории НМ РТ