Природа и человек творят чудеса (о коллекции сувениров из капа в фондах Национального музея Республики Тыва)

Природа и человек творят чудеса (о коллекции сувениров из капа в фондах Национального музея Республики Тыва)

К числу богатейших коллекций Национального музея Республики Тыва имени Алдан-Маадыр (далее НМРТ) можно отнести коллекцию фонда «Предметы декоративно-прикладного искусства». На сегодняшний день коллекция насчитывает около 3500 ед. хранения.  Мы по праву гордимся коллекцией камнерезного искусства, ювелирным искусством Тувы конца XIX – начала XX вв., резьбой по дереву родоначальников-резчиков — Монгуша Черзи, Хертека Тойбухаа, Донгака Окаанчыка и др.

Сегодня мы познакомимся с еще одной коллекцией – коллекцией сувениров из капа мастера Максима Очур-Бадыевича Лопсана. Что такое кап?  Кап – это нарост на дереве, резкое утолщение древесины на стволе дерева, его ветвях или корнях (см. фото №1). Он состоит из неправильно расположенных, как бы перепутанных волокон. Такую древесину трудно обрабатывать топором и рубанком. Но у нее свои плюсы: повышенное сопротивление к раскалыванию, почти каменная прочность и неповторимая, причудливая текстура.

Наросты образуются, когда дерево получает механическое или биологическое повреждение. Из всех встречающихся в природе капов лишь около 10% могут быть использованы для создания декоративных и художественных изделий. От начала до окончания обработки капа может пройти несколько лет, и сократить эти сроки нельзя даже при помощи современных технологий.

Все эти особенности капа обуславливают его уникальность, высокую ценность и оригинальность. Кап встречается на различных деревьях — на дубе, березе, клене, тополе, яблоне, ольхе, осине, вязе, и это также добавляет разнообразие в каповые изделия. Структура обработанного капа необычайно красива и не повторяется ни в одной работе. Невозможно оторвать взгляд от естественной красоты обработанной древесины. Кап называют лесным порфиром или деревянным малахитом.

Немного из истории: для своих поделок тувинцы употребляли различные породы дерева. Исследователь Г.Е. Грумм-Гржимайло отмечал, что излюбленным материалом тувинских столяров была лиственница[1].

Для более ценных изделий, требующих лучшей древесины, к примеру, для сундуков и всякого рода резных предметов, брали кедр. На деревянную посуду, не исключая и чашек, шел тополь, лучше других древесных пород поддающийся долблению. По информации Г.Е. Грумм-Гржимайло, березу для поделок тувинцы использовали редко. Это утверждение не совсем верно, т.к. именно береза, в том и числе и ее корень, служила излюбленным материалом для различных поделок. Е.К. Яковлев отмечал, что тувинцы из корня березы делали некоторые виды утвари[2]. К ним относятся пиалы (тув. дазыл аяк), тарелки (тув. тавак), ковшики (тув. хымыш). В археологических раскопках тоже находятся предметы утвари из капа. В известном во всём мире археологическом памятнике скифского периода Аржаан-2 был найден один из них — деревянный ковш с рукоятью, обернутой тисненым золотым листом (см. фото №2.).

Максим Лопсан сдавал в фонды музея свои «шедевры» в начале 2000-х гг. По легенде (каждый сдатчик НМ РТ при передаче предметов в фонды пишет легенду о предмете), составленной автором, он в течении трех лет изучал литературу, узнавал технику изготовления, только потом приступил к этому прекрасному искусству. Этому способствовала как его учеба в Кызылском училище искусств, так и талант от рождения.

Свои работы мастер создавал, работая в Межегейской средней школе Тандинского района. Первые 3 работы, сданные в фонды мастером – декоративные вазы, вырезанные из капа березы.

Ваза «Золотая рыбка», 2002 г. (см. фото №3). Декоративная ваза причудливой формы, по форме нароста, невысокая. Цвета варьируют от светло-желтого до темно-коричневого.  С внешней стороны красиво декорирована резной «золотой» рыбкой с открытым ртом.

На других вазах мы можем увидеть иных причудливых животных: дракон с большими витыми рогами и с открытой пастью; на другой — прекрасный подводный мир с ее обитателями и растительностью, вырезанной мастером с особой любовью в реалистично-декоративной манере.  Противоположная сторона ваз необработанная, шершавая, т.е. бугорчатая, по структуре самого нароста (см. фото №4-6).

Среди работ мастера есть работы его ученика – Монгуш А.А. Он вырезал из маленьких капов маленькие сувениры, напоминающие пепельницы.  На поверхности наростов он искусно изображал обитателей тропических стран – крокодилов, змей, сцены схватки (см. фото №7-8). Всего декоративных работ из капа в фондах насчитывается 10 ед. хранения.

Отрадно то, что в 2018 году наши фонды пополнились с еще одними шедеврами в прямом смысле — декоративными композициями из корней сибирского кедра нашего знаменитого земляка, министра обороны Российской Федерации С.К. Шойгу.

Бырыннай С.Л.,хранитель 1-й категории отдела учета и хранения фондов НМ РТ

[1] Г.Е. Грумм-Гржимайло. Западная Монголия и Урянхайский край, т.III., вып.1. Л., 1926, с.88.

[2] Е.К. Яковлев. Этнографический обзор инородческого населения долины Южного Енисея и объяснительный каталог этнографического отдела музея. Минусинск,1900, с.90