С 1930-х гг. в Туве начинает бурно развиваться образование. 10 июля 1941 г. был утвержден новый алфавит из 36 букв, начался постепенный перевод национальной письменности с латинизированного на русский алфавит. Всего в феврале 1944 г. работало 132 кружка по изучению новой письменности.
По данным статистики Совета Министров ТНР, грамотность тувинского и русского населения в возрасте от 8 лет и выше на 01 января 1944 составила 65,1% (44.142 человек). Помимо кружков по изучению новой письменности были организованы кружки по изучению тувинского и русского языков. В этот период в ТНР работало 57 кружков по изучению тувинского языка с 805 слушателями и 39 кружков русского языка, где занималось 403 человека. В конце 1944 г. в Кызыле была организована семилетняя школа для взрослого населения, а в хошунных центрах – начальные школы.
К началу второго полугодия 1943-1944 учебного года всего в Туве насчитывалось 123 школы. Всего учащихся в начале учебного года составляло 9983 человека, но к началу второго полугодия 1943-1944 гг. общее количество учащихся сокращается до 9686 человек. Среди наиболее частых причин отсева учеников из школы являлась болезнь, что говорило о необходимости усиления медицинской помощи в школах.
Еще одной проблемой являлось качество знаний учеников. На начало 1944 г. успеваемость по школам республики составляла 87,9%. Неуспеваемость падала, в основном, на родной язык, русский язык и математику. Причин называлось достаточно: малое количество самостоятельной работы для учащихся, их невнимательность, отсутствие наглядности на уроках, однако главной причиной низкого качества знаний учеников признавалась недостаточная подготовка учителей.
Еще одним фактором, «вредно отражавшемся на качестве учебы и дисциплине учащихся», являлось социалистическое соревнование, которое практиковалось тогда в школах республики. «Заключение договоров между учителями, учащимися и школами с обязательством давать 100% успеваемость приводило к искусственному завышению оценок успеваемости и снижению роли учителя в учебно-воспитательной работе школы», — подчеркивал тогда министр народного просвещения ТНР Лопсаннар. В результате многие школы имели высокие формальные показатели, но в действительности учащиеся оканчивали школу с низкими знаниями. Поэтому приказом № 56 от 29 марта 1944 года социалистическое соревнование в школах было отменено.
В начале 1943-1944 учебного года были введены правила поведения для учащихся, направленные на укрепление дисциплины и поддержания здоровья учащихся. Например, пункты 5,6 и 18 «Правил» обязывали учащихся «являться в школу чистым, причесанным, опрятно одетым, содержать в чистоте и порядке свое место в классе, поддерживать чистоту в комнатах, в порядке содержать свою одежду, обуви и постель». «Правила» явились своеобразной программой воспитания для учителей.
Важным направлением в учебно-воспитательном процессе являлась внешкольная и внеклассная работа. В 1943-1944 уч.г. действовало 495 различных кружков, которыми было охвачено 60% учащихся. Проводились детские смотры художественной самодеятельности. Большое внимание уделялось внеклассному чтению, но, к сожалению, ощущался недостаток детской художественной литературы на тувинском языке.
В период войны в каждой школе проводились беседы на тему Отечественной войны, организованы уголки. В каждой школе были организованы тимуровские команды, оказывающие помощь семьям красноармейцев. Школы ТНР, взяв шефство над детскими домами Красноярского края, отсылали посылки с вещами для детей-сирот и в освобожденные районы на общую сумму 28.931 акша. Также было отослано 1796 книг и учебников на сумму 3100 акша.
На строительство танка и эскадрильи самолетов в фонд обороны учащиеся внесли 130.592 акша. С целью изыскания средств для подарков бойцам учащиеся устраивали субботники, штатные концерты, спектакли. Общая помощь фронту школьников за время войны составила 235.229 акша. Учителя ТНР за время войны внесли деньгами и отослали подарками на сумму 140.285 акша, на строительство эскадрильи – 26.800 акша.
Отечественная война поставила вопрос об усилении военно-физкультурной работы в школах. Со второго полугодия 1942-1943 уч. г. была введена военная подготовка в средних, неполных средних и начальных школах. На основании постановления Совета Министров и ЦК ТНРП учителя и учащиеся с 16 лет проходили военное обучение и сдавали экзамен.
Сложным в то время оставался вопрос с обеспечением учебников и методической литературы. После 1943 г. учебниками на латинизированном алфавите могли пользоваться только учащиеся 5-6 классов. В 1943 г. в связи с переводом национальной письменности на русский алфавит возникла необходимость в издании новых учебников.
Острой оставалась проблема нехватки школьных зданий в республике, санитарное состояние школ, интернатов, общежитий, столовых, бань недостаток топлива и другие хозяйственные вопросы. Наряду со строительством новых школ требовались и квартиры для учителей.
Подготовку специалистов различной квалификации) в ТНР осуществлял только Кызылский учебный комбинат, созданный в 1936 г. На четырехгодичных отделениях, а также многочисленных курсах комбинат готовил учителей, фельдшеров, торговых и счетных работников, кадры массовых профессий. Общеобразовательной базой комбината являлась четырёхлетняя начальная школа. В 1944 г. Учебный комбинат был реорганизован в Кызылскую тувинскую среднюю школу № 2.
Подготовка учителей с 1939 г. осуществлялась на педагогическом отделении комбината. В 1943-1944 учебном году в школах ТНР насчитывалось 460 учителей. Для повышения образовательного уровня и повышения квалификации педагогических кадров Министерством просвещения была организована курсовая система и заочное обучение за семилетку, десятилетку, педучилища и учительского института. С целью оказания методической помощи молодым учителям были организованы кустовые методические объединения при каждой неполной средней школе. Помощь в методической работе также оказывал Республиканский методический кабинет.
11 октября 1944 г. Тувинская Народная Республика была принята в состав СССР на правах автономной области РСФСР. С этого момента главной задачей народного образования Тувы стало осуществление всеобщего обучения.
Использованная литература и источники:
• История Тувы: В.3 т. – Т II/ Под общей ред. В.А.Ламина. – Новосибирск: Наука, 2007. – С. 272-275.
• Государственный архив Республики Тыва (ГА РТ). Ф.79. Оп.1. Д.180. Л.19, 27.; .181. Л.48, 50; Д.182. Л.1,17; Д.185. Л.1,2,3.
• Приказ № 56 Министра Народного Просвещения ТНР от 29 марта 1944 года «О социалистическом соревновании в школе»// Тувинская правда. – 1944. — № 31. – С.4.
• Сереккей. Врач и сестра в школе// Тувинская правда. – 1944. — № 7. – С.5.
Тулуш С.С., с.н.с. отдела истории НМ РТ