Тувинский областной музей (1944-1961): достижения и проблемы

Тувинский областной музей (1944-1961): достижения и проблемы

17 августа 1944 года VII Чрезвычайная сессия Малого хурала трудящихся Тувинской Народной Республики единогласно приняла Декларацию о вхождении Тувинской Народной Республики в состав Союза Советских Социалистических Республик. 11 октября 1944 года был принят Указ Верховного Совета СССР о принятии Тувинской Народной Республики в состав СССР на правах автономной области. Совет Народных Комиссаров утвердил мероприятия по хозяйственному и культурному строительству в Тувинской Автономной Области. В подъеме культурного уровня народов Тувы важную роль играли культурно-просветительные учреждения. В Постановлении обкома ВКП (б) «О мероприятиях по улучшению работы политико-просветительных учреждений» (декабрь 1945) указывалось на недооценку и слабое руководство со стороны партийных организаций, так как культурные учреждения считались важным участком идеологической работы.
Музей приобрел статус областного культурно-просветительного учреждения. Было выделено здание по улице Ленина, д. 8, где он функционировал до 2008 года. Были большие трудности, связанные в первую очередь с отсутствием условий охраны и сохранности музейных коллекций как памятников истории, культуры и природы. Место расположения этого культурно-просветительного учреждения считалось наиболее удачным. Находясь в центре города вблизи парка отдыха и культуры, он являлся одним из главных досуговых мест для кызылчан, особенно в выходные и праздничные дни.


Областному музею отводилось видное место в организации научно-исследовательской работы, в сборе краеведческих материалов. В Постановлении бюро обкома «О работе краеведческого музея» (1947) были определены основные направления его деятельности, ставилась задача «при подборе и оформлении экспонатов полнее раскрывать борьбу тувинского народа за свое освобождение, достижения Советской Тувы, заботу Коммунистической партии о развитии ее народного хозяйства и культуры». Этот документ требовал ярче популяризировать опыт передовых предприятий, колхозов, лучших людей производства, достижения культурного строительства. Для выполнения этих задач музей должен повысить роль как «важного очага культурно-просветительной работы».
Расширение структуры музея за счет открытия нового отдела – социалистического строительства – свидетельствовало о том, что перед музеем поставлена новая задача – в своей экспозиции показать процесс социалистического строительства в области, тем самым способствовать его развитию. Таким образом, создана единая для всех краеведческих музеев структура, состоящая из отделов природы, истории и социалистического строительства. Это способствовало в значительной степени выработке историко-хронологического принципа.
Особый интерес представляли предметы религии, буддизма и шаманизма, пользовавшиеся популярностью среди посетителей, которые экспонировались с целью атеистического воспитания населения, подчеркивая их классовую и эксплуататорскую сущность.
В экспозиции отдела социалистического строительства преобладали в основном плоскостные материалы, где преобладали схемы, тексты и диаграммы, в основном всесоюзного значения. Отсутствовали объемные вещественные экспонаты. Не было последовательности в расположении исторических источников. А самое главное не были отражены темы о коллективизации и сельском хозяйстве республики.
Отдел «Тува в дни Великой Отечественной войны», бывший самостоятельным в начале 1940-х годов, в 1947 г. он стал одним из разделов отдела социалистического строительства. Созданный отдел живописи был очень необходим для Тувы, в музее устраивались выставки своих местных художников. Положительными моментами было то, что в экспозиции введены новые вещественные предметы по археологии, этнографии и по истории гражданской войны. Для обсуждения тематико-экспозиционного плана привлекались специалисты из других организаций. Предварительное изучение фондовых материалов конкретизировал структуру будущей экспозиции. Тематико-экспозиционный план начал утверждаться обллитом. Открытие новых экспозиций и выставок разрешалось в присутствии комиссии, состоявшей из представителей государственных и партийных органов.
Образовательные и пропагандистские возможности музея значительно расширили передвижные выставки. Так, например, за 1947 год они были организованы 11 раз в типографии, в Доме культуры имени Сталина и школах. Среди них имелись выставки на актуальные темы, способствовавшие патриотическому и интернациональному воспитанию. Это «Зоя Космодемьянская», «Оборона Сталинграда», «Героическое прошлое великого русского народа», «Оборона Севастополя», «Города – герои» и др.


Значительно улучшилась фондовая работа музея, была введена первичная регистрация музейных предметов в инвентарных книгах и приобретены фондовые оборудования. Началась систематизация фондов, выделен научно-вспомогательный фонд. Однако размещение фондохранилища в чердачном помещении, где отсутствовала отопительная система, не создавало благоприятной возможности для работы с музейными предметами. Как было указано в годовом отчете музея, этот важный участок музейной деятельности все еще остался слабым из-за невыполнения своих должностных обязанностей заведующей фондами, отсутствием систематизации научного архива и картотеки, неточных определений этнографических предметов и др. По статистическим данным на учет поставлены 5300 единиц предметов, из них 1500 экспонировались в залах, то есть это составляло 28% от общего числа.
В июне 1947 года был создан Совет музея, но он числился формально на бумаге, так как в его состав входили руководители советских и партийных органов. Из 25 человек только один его член был музейным сотрудником. Музей установил тесную связь с Тувинским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории, научные сотрудники которого оказывали помощь в виде консультаций. Начиная с 1940-х годов и в последующие годы в Туве больше не создавались краеведческие общества. Недолго существовали и два школьных кружка, но и они распались. Были попытки со стороны музейных работников восстановить краеведческую работу в республике. Так, научный сотрудник В.С. Денисенко выступил на областном семинаре с докладом «Задачи краеведческой работы в Тувинской Автономной Области». Был составлен примерный устав краеведческого общества, разъяснительная работа велась по местному радио, во время экскурсий в музее. В конце 1940-х и начале 1950-х гг. в основе содержания экспозиции лежала марксистско-ленинская интерпретация не только исторического развития, но и естественно-природного. Вся идейно-воспитательная работа музея, как и всех других культурных учреждений, было сориентировано на возвеличивание «отца народов», на поиск и уничтожение многочисленных «врагов народа». Музейными средствами призывали к усилению борьбы с инакомыслием в крае. В Туве идеология марксизма-ленинизма становилась не только партийной, но и официальной, государственной. Работа музея год от года утрачивала свой первоначальный творческий характер, превращаясь в формальный, ритуальный акт.
В Постановлении областного исполнительного комитета трудящихся ТАО «О положении музея и о мерах по улучшению работы музея» (1952 г.) указано на слабое звено деятельности, которое заключается в недостаточном показе достижений народного хозяйства, социалистических преобразований в передовых колхозах, машинно-тракторных станциях и предприятиях.
С приходом нового директора С.Ф. Фатеева работа пошла на улучшение. Проводились семинарские занятия с работниками музея. Командировки в гг. Красноярск, Ленинград и Москву помогли изучить опыт работы других музеев. В музее уже работали три научных сотрудника с высшим образованием. Оживляется деятельность музейно-краеведческого совета. На одном из заседаний секции истории заслушан доклад С.И. Вайнштейна об этнографии северо-восточных тувинцев. Им же разработана лекция «Древняя история Тувы». Впервые опубликована его статья в сборнике Института этнографии АН СССР. Поддерживалась связь с ТНИИЯЛИ, государственным архивом МВД СССР, горной экспедицией. А Институт этнографии АН СССР оказал помощь в составлении плана научно-исследовательской работы в Тере-Хольский район.


В свою очередь материалами музея пользовалась киногруппа Министерства кинематографии СССР, комплексная экспедиция АН СССР, редакция БСЭ, Государственный музей искусств Эстонской ССР, Управление геодезии при Совете Министров СССР, ИЭ АН СССР, ТНИИЯЛИ и преподаватели школ республики. А такие областные организации, как Управление сельского хозяйства, землеустройства, сельэлектро помогли музею в перестройке экспозиции отдела советского периода.
Музей стал центром пропаганды научного атеизма. В отделе истории показана реакционная сущность шаманизма и ламаизма. Большой популярностью среди населения пользуется отдел природы, особенно где раскрыта тема «Хронология земли и история развития жизни», а также лекции «Наука и религия о происхождении человека», «Археологические раскопки в Туве». Музей стал известен в республике благодаря местному радио и печати. О популярности музея среди населения свидетельствует показатель роста о посещаемости. Так, например, в 1953 г. музей посетило 10689 человек, при плане – 10 тысяч.
Культурно-просветительная работа оживилась в связи с приходом нового экскурсовода К.И. Черненко. Возобновляется работа с краеведами. Создаются школьные кружки. Налажена связь с обкомом и горкомом комсомола, областным отделом народного образования. Налажен кадровый вопрос музея. С 1953 г. директором была назначена Э.Н. Щенникова, окончившая Московский пушной институт и имевшая специальность охотоведа-биолога. Старший научный сотрудник С.И. Вайнштейн, историк по образованию, в 1954 г. поступил в заочную аспирантуру ИЭ АН СССР, Г.Д. Позднякова окончила Иркутский сельскохозяйственный институт, имела специальность агронома, зав. отделом советского периода Л.Г. Крылова – выпускница Свердловского госуниверситета, историк, ранее работала в краеведческом музее этого города. Экскурсовод К.И. Черненко имела среднее педагогическое образование.
В 1954 году трудящиеся Тувы отмечали крупное событие – 10-летие со дня вхождения ТНР в состав СССР. В связи со знаменательной датой в отделе истории проведена частичная реэкспозиция, где были введены новые материалы С.И. Вайнштейна, а отделы природы и советского периода были заново оформлены. Под руководством директора Э.Н. Щенниковой были разработаны новые тематико-экспозиционные планы всех отделов, в составлении которых принимали участие члены музейно-краеведческого совета, специалисты сельского хозяйства, искусства, геологии и т.д.
В отделе истории введены темы «Новокаменный век», «Эпоха бронзы», «Тува в I-ом тысячелетии», «Тува в середине I-го тысячелетия», где были представлены материалы из раскопок, проводившихся в Южной Сибири, в том числе и находки из Тувы. Большое место было отведено памятникам древней письменности тюркоязычных народов. В разделе «Тува в составе государства енисейских кыргызов» был показан сравнительно высокий уровень культуры древних жителей края; включены выдержки из китайских источников о государстве енисейских кыргызов и весь археологический материал, относящийся к этому времени. По теме «Тува под гнетом монголов» подчеркнуты разрушительные последствия нашествия Чингис-Хана. В экспозиции включены новые материалы о крепости Тере-Холь – историко-культурном памятнике IX века (схема, фотографии, характеризующие общий вид и отдельные части крепости, образцы строительного материала). Это было научным результатом археологических исследований С.И. Вайнштейна.


Экспозиция раздела «Патриархально-феодальная Тува» состояла из стендов, характеризовавших основные черты хозяйства и культуры населения горно-таежных, горно-степных и степных районов Тувы (по материалам экспедиций 1951 – 1951 гг.) Неверно трактуется взгляд на кочевое скотоводство в феодальной Туве, считавшееся примитивным. Отдельные стенды посвящены классовой борьбе и восстанию 60-ти богатырей и русско-тувинских отношениям.
Таким образом, в 1954 году экспонировались материалы, полученные в результате многочисленных исследований. Сквозной темой было угнетение феодалами трудящихся аратов, их бесправное положение до победы национально-освободительной революции, что было подчеркнуто показом экспонатов: рядом с убогой утварью и примитивными орудиями бедняков в музее представлена богатая одежда и роскошные предметы быта феодалов.
Отдел «Социалистическое строительство в Туве» был переименован в отдел истории Советской Тувы. Новая экспозиция создана на основе материалов XIX съезда КПСС и Постановлений партии и правительства, Совета Министров РСФСР от 11 января 1954 г. и приказа Министерства культуры РСФСР от 16 февраля 1954 г. Все материалы отдела советского периода иллюстрировали «действие основного экономического закона социализма и успешное строительство коммунизма в нашей стране». Вся экспозиция была пронизана идеей о том, что направляющей и руководящей роль отводится только Коммунистической партии СССР.
На примерах из жизни семей колхозников, рабочих и служащих представлена тема «Рост материального благосостояния и культурного уровня трудящихся Советской Тувы». Показаны работы племенной фермы каракулевых овец колхоза «Красный партизан» Тандинского района, опыт работы одного из лучших чабанов Т. Кудрявцева, лучшей молочно-товарной фермы области. Всесторонне показана работа двух передовых сельхозартелей области – колхозов имени 1 мая Тоджинского и «Красный пахарь» Пий-Хемского районов. В этом отделе преобладали плоскостные материалы: тексты, диаграммы, фотографии и т.д., свидетельствовавшие о том, что наступил в нашей стране новый этап коммунизма. Через музейные экспонаты необходимо было в то время решить задачи в области дальнейшего развития промышленности и сельского хозяйства и дальнейшего улучшения материального благосостояния народа. А незаменимое традиционное жилище тувинцев, как показано в экспозиции, являлся неизбежным «спутником» тяжелой кочевой жизни.
В этом отделе созданы три постоянные выставки: «Мы стоим за мир и отстаиваем дело мира», «Пятилетний план развития народного хозяйства СССР», «Великие стройки коммунизма». Всеми музейными средствами необходимо было доказать «достижения великой державы – СССР». Музей участвовал в мобилизации трудящихся на выполнении «важных политических и хозяйственных задач, поставленных партией и правительством».
Были и другие положительные моменты в музейном деле. Это публикации научных работ в центральных изданиях, например, в журнале «Советская этнография» С.И. Вайнштейном, в Ученых записках Тувинского научно-исследовательского института языка, литературы и истории. Расширилась связь с научными учреждениями. Так, научные сотрудники принимали участие в работах экспедиции АН СССР. Во время командировок собирали сведения о передовых предприятиях. Например, в Дзун-Хемчикском районе изучена работа опытной станции, собран материал по плодоводству, овощеводству, полеводству и животноводству.


Поддерживалась связь с другими музеями Сибири. Пересмотрен состав музейно-краеведческого совета, утвержденный в облисполкоме. Он состоял из трех секций: истории, современного периода и природы. На заседаниях секций обсуждались отчеты, планы, тематико-экспозиционные планы экспозиций. Члены совета оказывали помощь в публикации научных работ. Музей начал участвовать в мероприятии по учету, охране и популяризации исторических и археологических памятников. В результате была составлена справка о состоянии в Тувинской автономной области и акт о разрушении археологических памятников. Например, на территории совхоза «25 лет РККА» отмечены 23 разрушенных археологических кургана, плиты которых местные рабочие стали применять для хозяйственных целей.
Решения XX съезда КПСС, принятие постановления ЦК КПСС «О преодолении культа личности и его последствий» (1956) поставили перед музеем задачу идеологической перестройки, создали новые условия для научного документирования и экспозиционного отражения новейших исторических процессов. Первым делом начался пересмотр экспозиций, особенно по истории Тувы после Октябрьской революции и советского периода. Заново составлен тематико-экспозиционный план всех отделов. Из экспозиций удалены все материалы, восхвалявшие «вождя мирового пролетариата». В отделе советского периода впервые введены материалы о первенце цветной металлургии Тувы – Хову-Аксынском комбинате, об освоении целинных земель, о колхозе «Красный пахарь» Пий-Хемского района.
Музей начал разворачивать свою деятельность в различных направлениях, совместно с ТНИИЯЛИ проводил археологическую экспедицию. В летний период организовывал передвижные выставки вне музея, иногда совместно с областным военкоматом и кинофикацией. Включился в смотр музеев РСФСР. Оказывал помощь школам и юннатам в составлении маршрутов походов и экскурсий по родному краю. В середине 50-х годов музей становится популярным не только в своей республике, но и далеко за ее пределами. В книгах отзывов отмечены записи гостей из крупных городов СССР и из социалистических стран (КНР, МНР).
В последующие годы работа музея была подчинена задачам организации научной и культурно-просветительной работам на успешное претворение в жизнь решений партийных съездов. Возникла необходимость в создании отдельного отдела – истории ТНР, так как это один из важных периодов в истории тувинского народа, который охватывает периоды с 1921 по 1944 г.
В содержании экспозиции отдела истории советского общества появились новые моменты, отражавшие важные исторические события, например, это «Советский человек в космосе». Введены темы пропагандистского характера: «Тува в третьей семилетке», «Все силы на выполнение социалистических обязательств». Нельзя не отметить то, что отдел призывал вести борьбу с «подонками общества» (пьяницами, тунеядцами, стилягами).
1956 год был самым значительным в жизни Тувинского областного музея: по результатам Всероссийского конкурса по содержанию экспозиций он был признан одним из лучших и награжден Дипломом I-ой степени, а директор Э.Н. Щенникова – нагрудным знаком «Отличник Министерства культуры СССР», который был вручен ей в Москве Фурцевой, также музею был выделен грузовой автомобиль ГАЗ-51.

Дыртык-оол А.О., к.и.н., заведующий отделом отделом истории НМ РТ