Сергей Хомушкуевич Кочаа – известный в Туве народный мастер, камнерез, прикладник, член Союза художников СССР, России, лауреат премии Ленинского комсомола Тувы, заслуженный художник Тувы. Он являлся исконным продолжателем лучших художественных традиций древнего кочевого искусства тувинцев. В апреле 2023 года Сергею Кочаа исполнилось бы 70 лет. Что за это время им было многое исполнено, над чем он работал в предыдущее время.
Сергей Кочаа родился 3 апреля 1953 года в селе Чаа-Холь Улуг-Хемского района Тувинской АССР, затем его семья переехала в село Кызыл-Даг Бай-Тайгинского района, родину тувинских камнерезов. Со школьных лет он стал заниматься в художественном кружке, который вел знаменитый камнерез, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина Х.К. Тойбухаа. Хертек Тойбухаа и Когел Саая заметили настойчивость, с которой юный скульптор добивался завершенности камнерезных фигур, его старание передать не только облик, но и характер изображаемого животного.
С середины 1970-х годов Сергей Кочаа стал участвовать в местных художественных выставках, затем зональных, всероссийских, всесоюзных: «Молодые художники Сибири», «Сибирь социалистическая» Барнаул, Кемерово, Красноярск, «Анималисты России», «Советская Россия», «Скульптура малых форм», «По родной стране», «Ремесла Сибири». Лучшие его работы – это, в основном, изображения горных козлов, маралов, сарлыков, косуль, сказочных арзыланов. Они отличаются внутренним динамизмом, самобытной трактовкой объема животного, лаконичной и выразительной орнаментацией. В каждой работе автор стремится выразить не только типические повадки зверей, но и их нрав. Интересны его пластические композиции на бытовую тематику. Художественное своеобразие скульптурного творчества молодой мастер воспринял у камнерезов старшего поколения и продолжал искать новые возможности в трактовке образов животных и композиционных сюжетов.
Фигура «Баран» 1978 г. показывает животное самца, которое спускается с горки, туловище животного вырезано из красного агальматолита, только шейная часть и голова выделяется желто-белым цветом. Рога прижаты к туловищу, шерсть показан в виде врезанных продольных линий.
Фигура «Рысь» 1978 г. изображает животное, которое настороженно ходит по земле, туловище выполнено из серо-белого чонар-даша, четко вырезаны глаза, нос и рот, врезанными линиями показана небольшая шерсть животного, которое стоит на прямоугольной подставке.
Композиция «Табунщик» 1979 г. показывает всадника арата, который скачет на быстром коне, тувинец одет в национальную одежду – короткий кафтан, штаны, сапоги и национальную шапку. В левой руке он держит плетку, правой удерживается за гриву. У коня грива коротко острижена, только хвост животного распушился от скачки.
Не останавливаться на достигнутом, искать новые пути творческого самовыражения – вот, пожалуй, главное стремление и отличительная черта характера Сергея Кочаа. Он расширил свой художественный диапазон успешными попытками возродить другие виды древнего прикладного искусства тувинцев такие, как тиснение по коже, ювелирное дело, резьба и роспись по дереву, художественная обработка металла. Выполненные им кожаные сосуды-когээржики, ювелирные украшения, огнива-оттук, конские уздечки, расписные сундуки-аптара экспонировались на местных республиканских выставках, некоторые работы были приобретены Тувинским краеведческим музеем. Этим старинным ремеслам Сергей Кочаа вместе с другими народными мастерами: Когел Саая, Владимир Салчак, обучал и последовательно обучает талантливую молодежь.
В конце 1990-х годов Кочаа стал преподавать декоративно-прикладное искусство в филиале ПУ № 13 села Кызыл-Даг, одно временно читая лекции по истории народного искусства Республики Тыва. Кроме творческо-преподавательской деятельности, Сергей Хомушкуевич активно занимался общественной работой – он избирался депутатом сельского совета села Кызыл-Даг, председателем правления Союза художников Тувы, председателем Хурала представителей Бай-Тайгинского кожууна. В последние годы Кочаа стал сотрудничать с Национальным музеем им. Алдан-Маадыр РТ, изготовляя латунные копии с золотых ювелирных украшений из раннескифского кургана Аржаан-2. Эта кропотливая работа в копировании всемирно известных царских сокровищ скифов отнимает много физической и нервной энергии.
Сергей Хомушкуевич Кочаа в последние годы активно участвовал в общественной работе Бай-Тайгинского кожууна, пользуется среди коллег-камнерезов и художников неоспоримым уважением и авторитетом, помогает в становлении творчески одарённой молодёжи, для которой прекрасным примером художественной деятельности, большой тяги к эстетическому мировоззрению личности является личный пример активного творческого достижения нашего выдающегося камнереза, художника-прикладника.
Фото 1. Верблюд. 1982. Агальматолит, резьба
Фото 2. Байки. 1987. Агальматолит, резьба
Фото 3. Портрет С.К. Токи. 1986. Агальматолит, резьба
Фото 4. Баран. Агальматолит, резьба
А.С. Хертек – методист отдела культуры, искусства, религии и краеведения НМ РТ